Не хочу в университет

Что делать, если не знаю, на кого поступать после школы. А мои хобби для меня – просто хобби, не хочется связывать с ними всю свою жизнь?

Ася Казанцева 3696 год назад научный журналист

Подозреваю, что вы находитесь под властью того стереотипа, который вашим родителям внедрили ваши бабушки, а они, соответственно, не переосмыслили его критически, а донесли до вас: что выбор образования сейчас определит, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь. К счастью, это давным-давно неверно. В Советском Союзе, да и вообще в любом обществе XX века, человек действительно становился, например, инженером и потом всю жизнь делал одни и те же расчеты в одном и том же конструкторском бюро. Жизнь тогда менялась медленно, знания устаревали медленно. Но жизнь меняется все быстрее, знания устаревают мгновенно, учиться все равно приходится всю жизнь, старые профессии исчезают, новые появляются, сама жизнь продолжается дольше, и вероятность того, что вы сейчас определяете себе занятие на следующие полвека, все-таки крайне невелика. Это может быть правдой в случае очень трудозатратного образования типа медицинского (обидно бросать то, что далось таким трудом), но все остальные люди легко мигрируют из одних профессий в другие, смежные и не очень. Поэтому прежде всего выдохните. Важность выбора образования велика, но гораздо меньше, чем кажется вашей бабушке. Образование определяет только то, в какие два десятка из сотен возможных профессий вам будет легче войти через пять лет, а не то, какой будет ваша судьба на всю оставшуюся жизнь.
С учетом этого факта, в выборе образования имеет смысл учитывать две вещи:
а) насколько вам интересна эта область, насколько велика вероятность, что вы не будете лезть на стенку от тоски следующие пять лет, а получать от лекций какое-то удовольствие и радость.
б) насколько полученные навыки пригодятся вам в построении карьеры.
Монетизировать можно более или менее все что угодно, любой навык и любую область человеческого знания, если это вам правда нравится и вы готовы заниматься этим много и становиться хорошим специалистом. Я вот например люблю травить баечки про биологию, и всегда любила, а последние десять лет вполне успешно этим зарабатываю. Хотя, конечно, отчаяния было много, потому что на биофаке, где я училась, потому что лекции были интересными, подразумевалось, что все его выпускники станут учеными, к чему я совершенно не была готова (и продолжаю быть не готова, но только теперь я уже знаю, что есть альтернативные варианты).

Если вам вот прямо совсем ничего пока не интересно настолько, чтобы думать об этом как о будущей профессии, то можно либо правда пока не ходить учиться и пробовать разное (но это спорный путь, так как по мере взросления возвращаться в вуз некоторым людям может быть сложнее, а это в принципе довольно полезный опыт), либо идти учиться чему-нибудь, что заведомо пригодится примерно в любой профессии. Например, языкам. Или программированию.

Учение – это свет. Но не всегда такой свет дается нам хорошо. Ведь многие люди получают знания через силу. Ситуации, когда не хочется учиться в университете, ВУЗе, школе знакомы каждому. Но вот выходить из них без проблем могут не многие. Поэтому вам стоит тщательно разобраться в данном вопросе, чтобы не натворить бед в своей жизни, приняв неправильное решение.

Что делать, если не хочется учиться в университете?

Это образование является добровольным. Здесь перед вами полна свобода выбора. Просто отметите в сторону родителей и друзей, и попытайтесь понять самого себя.

Если вам не хочется учиться в ВУЗе, то можно:

  • Бросить институт. Не хочется-не учитесь. Только стоит заранее подумать над своим будущим. Сможете ли вы зарабатывать деньги без бумажки (диплома)?
  • Перейти на другой факультет. Попробуйте что-то другое. Может вам понравиться осваивать иную специальность, которая менее скучная;
  • Понизить планку. Перестаньте волноваться по поводу курсовых, контрольных, экзаменов. Напряжение спадет, и желание появится;
  • Возьмите тайм аут. Можно несколько дней не являться на учебу или даже взять академ. Ведь часто, все проблемы от банальной усталости;
  • Разнообразьте жизнь. Сделайте так, чтобы вам не было скучно. Тогда и учеба станет немного ярче.

Но не стоит терпеть такое состояние. Оно может привести к психическим расстройствам. Причем, учение через силу не даст никаких плодов. И вы получите место диплома пустышку. Поэтому крайне желательно иметь хоть какую-то тягу к знаниям.

Не хочется учиться в школе. Как быть?

Если вам не хочется учиться в школе, то все сложнее. Это обязательное образование. От него невозможно откреститься. И если вы чувствуете безразличность к учебе, то можно:

  1. Стать учиться хуже. Не можете быть круглым отличником, так не насилуйте себя!
  2. Прибегнуть к мотивации. Школа – это фундамент всего. Она дает неплохой старт в жизни. Мотивируйте себя этим;
  3. Разобраться в уроках. Часто, нежелание учиться возникает по причине непонимания предметов. Разберитесь в программе. Возможно, там есть нечто интересное;
  4. Начать больше отдыхать. Нормально спите, нормально ешьте, не нервничайте. И неприязнь к школе пройдет;
  5. Найти увлечение. Запишитесь на секцию, играйте в КВН, рисуйте и тд. Тогда вас со школой будут связывать и неформальные отношения.

Только не надо обосновывать все словом “надо”. Пытайтесь находить какие-точки соприкосновения и поучать от процесса удовольствие.

И еще, не делайте все ради родителей. Многие люди идут ради них в 10-ый класс, учат английский, посещают, музыкальную школу и тд. Уважайте свои права. И ваша жизнь будет зависеть от вас.

Ищем причину

Не редко причина неприязни к учебе кроется в каких-то иных факторах. И одним из них являются проблемы со здоровьем. Если вы чувствуете усталость, вялость, недосып, температуру, то лучше не приходить на учебу вовсе. Тогда вы почувствуете себя свободным, и желание учиться появится.

Иногда причиной всему любовные отношения. Если вы (с) влюбились в одноклассницу или вас преследует влюбленный человек, то и место учебы может вызывать отторжение. Не надо винить во всем учебное заведение. Научитесь решать свои духовные вопросы.

Финансовые проблемы могут быть всему виной. У вас нет дорогих вещей, телефонов, аксессуаров. И учеба на фоне этого кажется плохой. Здесь необходимо просто перестать смотреть на других. Помните, что ваша цель – получать знания, а не показывать свой финансовый достаток.

Мания величия. “Я и так все знаю, зачем мне еще тупые лекции”. Это большое заблуждение. Ведь даже многие ученые продолжают обучение до глубоких седин. Не бойтесь новых знаний и не пытайтесь сделать себя гением. Это может сыграть с вами злую шутку в дальнейшем.

А надо ли мне учиться?

Если вы чувствуете, что не хочется учиться, то стоит обратить внимание на данную проблему. Взвесьте все полюсы и минусы образования. Если вы обучаетесь в колледже, ПТУ, ВУЗЕ, то можно все бросить и заняться чем-то новым. Главное, чтобы вы не остались без средств к существованию.

А вот школу необходимо пройти до конца. Доучитесь до 9 класса и делайте все, что захотите. Но не бросайте проблему на самотек. Пытайтесь найти хоть какие интересные моменты. Не плывите по течению. Это главное правило образования. Тогда вы точно станете успешным человеком.

Как заставить любить себя любимую?

Как научиться общаться с девушками?

5 мифов об учёбе в университете

Кадр из фильма «Факультет»

Экзамены позади, больше никаких ужасов ЕГЭ, изматывающего ожидания результатов и мучительного выбора будущей профессии. А также соблазнительные рассказы о сумасшедших вечеринках, весёлой студенческой жизни и крутых лекциях вместо надоевших уроков. Ну, не все так гладко. К сожалению, учёба в университете не особо похожа на идиллические сцены из подростковых комедий.

Всё про ЕГЭ. Рассылка Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. От сессии до сессии живут студенты весело

Нет. От сессии до сессии живут студенты с кучей домашних работ, рефератов и исследований.

Более того, некоторые лекции случаются раз в две недели и задание даётся примерно следующее «Напишите к будущему занятию эссе на 40 страниц. Допуск к сессии будет осуществляться на основе сданных работ». И таких предметов 2-3 за семестр.

Да, самих заданий меньше (и то, зависит от вуза), но они становятся куда более громоздкими. И решебников к ним нет, а преподаватели как правило знают программу антиплагиат.

2. Интересные и полезные предметы

В большинстве вузов преподаватели меняются каждый семестр, а профильные дисциплины появляются к 3-4 курсу.

Да, в университете будущие физики не зубрят даты русско-турецких войн и годы правления Петра. Но журналисты вполне могут получить полгода бухучёта и пару лет экономики, а юристы будут изучать литературу и естествознание.

Почему так? Каждой группе (рекламщики, маркетологи, социологи, менеджеры) отдельное расписание не сделаешь. И кучу преподавателей ради группы в 20-50 человек держать не будут. Поэтому группы (иногда даже с разных факультетов) объединены в потоки и вынуждены снова записывать почти бесполезные лекции.

3. Крутые преподаватели

Повезёт, если профильные дисциплины будут вести настоящие фанаты своего дела. И круто, если не захочется спать на занятии хотя бы у 3-5 лекторов.

В остальном, преподаватели университета вполне могут нудно бубнить под нос параграфы из учебника двадцатилетней давности или заставлять покупать их пособия в добровольно-принудительном порядке.

Субъективное мнение о предмете и предвзятое отношение к студентам никто не отменял.

4. Удобное и свободное расписание

Да, иногда в отсутствие первой пары можно хорошенько выспаться. А ещё могут поставить факультатив в пять вечера. И попробуй не прийти.

История с прогулами в большинстве вузов карается жестко, вплоть до исключений. Некоторые преподаватели старательно отмечают все 100-150 человек на лекции и отыгрываются во время сессии на прогульщиках. Кто-то идёт сразу в деканат и вручает любителям погулять «недопуск».

Ну, зато родителям не позвонят (наверное).

5. Общение, новые друзья и вечеринки

Не всё так просто и с коммуникацией, даже если после 4-6 пар и всех написанных рефератов и лабораторных остаётся желание круто провести время.

Само собой, общаться никто никому не мешает и не запрещает, но большую часть времени все равно приходится проводить со своей группой. Да, на лекциях смешиваются потоки и факультеты, но все организационные моменты и 90% времени вас окружают 10-30 одногруппников.

Так что лучше сразу с ними подружиться.

Студенческие годы чудесные и прекрасные, и, конечно, университет — это огромный шаг навстречу взрослой жизни. Но не стоит забывать, что это ещё и куча ответственности и самодисциплины (в отличие от школы, тут нет классного руководителя, который поможет решить проблему).

Вечные студенты: почему люди бросают обучение в университетах?

Студенты, бросившие свои вузы, рассказали T&P, почему они разочаровались в идее высшего образования, правда ли работать полезнее, чем учиться, и как они будут учить своих собственных детей.

Лена Шабунина, бросала Волгоградский государственный университет два раза, сейчас учится в РАТИ-ГИТИС

В первый раз я бросила ВолГУ на первом курсе факультета управления и региональной экономики по специальности «реклама». При этом наш набор по этой специальности был первым в ВолГУ, так что преподаватели с кафедры открыто говорили, что наша программа до конца не разработана и никто не знает какие предметы нас ждут впереди.

Конечно, я хотела работать по специальности, но когда увидела свое расписание, сразу потеряла к обучению всякий интерес. Я попросила родителей дать мне второй шанс — и решила поступать в этот же вуз заочно на журналистику. Поступила, проучилась полтора года и в четвертую сессию получила хвост. На тот момент я уже жила в Москве и работала на «Винзаводе», поэтому времени и желания учиться в волгоградском вузе у меня было очень мало. После того, как в очередной раз я простояла полжизни у кабинета преподавателя, все ему сдала и со спокойной душой уехала, а потом обнаружилось, что поставить заслуженное он мне в зачетку забыл, я поняла, что, наверное, пора завязывать с этим вузом. Я абсолютно не жалею о принятых тогда решениях. Уверена, что не доучилась бы. Годом раньше, годом позже.

«Вот, в моей методичке написано так, значит ты должна считать так», — говорила учительница. В школе нет возможности самому о чем-то думать и принимать решения, пусть и не правильные, но свои»

Светлый образ высшего образования разрушился напрочь после рекламы. На журфаке я уже понимала, что пришла лишь за корочкой. Я разочаровалась в образовательной программе — совершенно не продуманной и построенной на устаревших форматах. На мой взгляд, образовательную программу нужно делать, опираясь на те знания, которые студенту действительно пригодятся в будущей профессии, а не на основы, заложенные еще черт знает когда. Ну не зря же в ГИТИСе чуть ли не каждый год дополняют и модернизируют учебную программу! Здорово, когда тебя учат практики, которые знают не из учебника, что и как происходит в данной профессии. Учиться у теоретика — скучно, нудно и бесполезно.

Проблемы нашего образования кроются еще в школе, а может даже и в детском саду. В школе по русскому и литературе я очень часто спорила с преподавателем и получала по несколько двоек за урок! «Вот, в моей методичке написано так, значит ты должна считать так», — говорила учительница. В школе нет возможности самому о чем-то думать и принимать решения, пусть и не правильные, но свои.

Я считаю, что самое главное в высшем образовании — это выбирать самому и осознанно. Нужно понимать, зачем ты сюда пришел, тогда будет интересно слушать лекции. Своему ребенку я не буду ничего навязывать, и не считаю, что он должен определиться с будущей профессией в 17 лет.

Алина Рябинина, бросала учебу в трех петербургских вузах, сейчас работает фотографом

Моя история началась с того, что я после школы ушла из дома, но по настоянию мамы поступила в СПбГУ на факультет менеджмента по специальности «управление персоналом» на платное отделение. Учеба стоила каких-то баснословных денег, а учиться именно в этом вузе я не хотела. Сейчас я уже не помню, пришла ли я хотя бы на один экзамен, но помню, что точно решила не продолжать учебу. На тот момент мне хотелось минимизировать родительский контроль, что послужило основной причиной.

Спустя два года я пришла к тому, что хочу снова попробовать начать получать высшее образование и поступила в ФИНЭК на вечернее отделение. Я отучилась там два года, продолжая работать. Основной моей работой на тот момент была должность менеджера по рекламе и PR в одной питерской компании, и я активно развивалась в этом направлении.

«Я лояльно отношусь к нашему высшему образованию. Для кого-то это единственный способ скоротать пять-шесть лет, сидя на шее у родителей и изображая бурную деятельность»

В сентябре 2008 года я устроилась на новую работу в компанию с гораздо более высокими требованиями к своим сотрудникам. Это был принципиально другой уровень моего профессионального развития, так что я переводом поступила в Институт бизнеса и права на маркетинг. На тот момент я уже четко понимала, что образование мне нужно больше для корочки, тем не менее, я провела полгода в досдаче экзаменов из-за разницы в академических программах и бумажной волоките. В конце осени 2008 грянул кризис, и за три дня до нового 2009 года меня сократили, как и половину рекламного отдела, без выплаты компенсаций. В феврале 2009 я узнала, что беременна. Это послужило еще одним хорошим оправданием для себя, чтобы приостановить учебу. О том, что я не доучилась, я не жалею. Я получила от своей учебы в вузах отличный опыт, а это самое ценное.

Я лояльно отношусь к нашему высшему образованию. Для кого-то это единственный способ скоротать пять-шесть лет, сидя на шее у родителей и изображая бурную деятельность. Кто-то и правда верит в то, что только институт даст ему необходимые знания и так называемую базу, хотя такие выпускники обычно сильно разочаровываются от своей невостребованности. Образование играет очень важную роль, но в первую очередь, это общее развитие, умение учиться, умение добывать информацию и структурировать ее. Но знания можно получать и из книг, журналов, интернета, тренингов, семинаров и курсов, которые ты выбираешь в зависимости от того, в чем нуждаешься в данный конкретный момент, и от того, каким способом именно ты лучше усваиваешь информацию.

«Чтобы российское высшее образование стало привлекательно, необходимо приглашать интересных преподавателей из Европы, США и других стран»

Чтобы российское высшее образование стало привлекательно, необходимо приглашать интересных преподавателей из Европы, США и других стран — хотя бы для проведения краткосрочных курсов, активно развивать техническое оснащение институтов, перестать учить студентов по советским учебникам. Но самое главное — это ликвидировать коррупцию среди преподавателей. Сейчас почти нет студентов из семей со средним достатком и выше, которые бы боялись сессии: все зачеты и экзамены можно купить, рефераты и курсовые скачать. Можно и не учить.

И нельзя забывать о том, что у ребенка, даже самого маленького, должно быть право выбора. И любой его выбор должен встречать поддержку вне зависимости от того, как нам, родителям, мечтается. В то же время у него должен быть максимум информации о возможностях образования, о том, какие знания и навыки он может получить в каждом конкретном месте, какие есть варианты помимо высшего образования и что это образование ему даст. Опять-таки очень многое зависит от способностей и склонностей ребенка, от того, какой он хочет видеть свою жизнь в перспективе и чем заниматься. Если, допустим, мой сын будет очарован спортом и ему будет мечтаться только о том, как выиграть чемпионат мира по гольфу, то я не стану его заставлять получать высшее юридическое.

Василий Семендий, бросил один самарский вуз, чтобы поступить в другой самарский вуз, сейчас работает по специальности

Я променял изучение прикладной математики и информатики в Самарском государственном аэрокосмическом университете на специальность «комплексная защита объектов информатизации» в Самарском техническом университете. Тогда я пришел к выводу, что учу слишком много математики и слишком мало того, чего действительно хотелось бы, а то из интересного, что преподают, мягко выражаясь, уже оторвано от реальности. В одну из сессий, работая над матанализом, я ощутил самую натуральную ненависть к себе, за то что трачу время на неинтересные вещи. На следующий день пошел в институт оформлять документы.

Я активно занимаюсь самообразованием. Занимаюсь каждый божий день. Во-первых, это входит в мое понятие об интересной жизни, а во-вторых, расширяю рамки возможных сфер деятельности. Если пробежаться по сферам моих интересов, то это экономика, управление, информационные технологии, кодексы законов, комментарии к ним и применительная практика. Для души все остальное: археология и история, медицина, химия, физика, астрономия, генетика… Много. Но здесь больше кусками, стараюсь выбрать то, что поинтересней и больше склоняюсь в сторону естественных наук.

«Я активно занимаюсь самообразованием. Занимаюсь каждый божий день. Во-первых, это входит в мое понятие об интересной жизни, а во-вторых, расширяю рамки возможных сфер деятельности»

В технической сфере люди в большинстве вузов изучают устаревшие технологии, из-за чего компании, которые принимают потом этих специалистов на работу, вынуждены тратить время и деньги на их обучение практически с нуля. Нужно представителей работающих предприятий просить рекомендовать то, что стоит изучать их будущим сотрудникам. И необходимо обратить внимание на летнюю практику. Большинство проходит ее кто-где и кое–как, а должны делать это в профильных компаниях и предприятиях, работая там, а не перебирая бумажки, и главное — по своей специальности.

Я бы поставил крест не на российском высшем образовании, а на людях, которые им сейчас рулят. Судя по тому, что сейчас пока там происходит, я буду учить ребенка сам. Да, я серьезно рассматриваю вариант обучения ребенка на дому.