Счастье это не

Содержание

Позитивная психология: изучение болезней или психического здоровья?

Ощущение счастья очень субъективная вещь. В одних и тех же условиях один человек чувствует себя счастливым, а другой — несчастным и неудовлетворенным жизнью. По мнению психологов, способность быть счастливым на 50% наследуется генетически, на 10% зависит от сложившихся обстоятельств и на 40% определяется самим человеком, его усилиями и стремлениями. Позитивная психология предлагает решения и способы, позволяющие наилучшим образом воспользоваться возможностью самостоятельно взрастить свое счастье.

Новое направление, сформировавшееся в конце прошлого века, не является, согласно утверждениям его представителей, альтернативой традиционной психологии. Оно призвано дополнить классическую науку изучением проблем, которые оставались вне ее внимания на протяжении многих лет. По словам М. Селигмана, в ХХ веке до 95% научных исследований было посвящено патологиям и расстройствам человеческой психики, и задачей психологов было облегчение страданий больных людей, стремление «сделать несчастных людей менее несчастными». Позитивная психология призывает обратить взор не на болезни, а на то здоровое, что есть в человеке, для того, чтобы, развивая сильные стороны и положительные качества личности, сделать его жизнь более полноценной и плодотворной.

Не отрицая темных сторон человеческой психики, позитивная психология концентрирует свое внимание не на проблеме исправления имеющихся недостатков и лечения болезней, а на способах помочь здоровому человеку избежать их и сделать свою жизнь счастливой. Новое направление не пытается игнорировать проблемы и трудности, но стремится научить личность успешно и продуктивно их преодолевать, предупреждая стрессы, неврозы и депрессии. Главной же задачей, помимо укрепления психического здоровья и улучшения качества жизни, является раскрытие творческого потенциала человека, его талантов и способностей, без чего сложно представить себе настоящее счастье.

Развитие сильных сторон личности для укрепления психики и процветания

Мартин Селигман, основатель позитивной психологии, назвал три основных фактора, которые определяют жизнь как счастливую:

  • Позитивные эмоции, связанные с удовольствием (вкусная еда, комфортные жизненные условия, развлечения, дружеские связи), что, однако, не может генерировать длительного ощущения счастья. К такому «счастью» быстро привыкают и рассматривают его как закономерную и скучную норму.
  • Увлеченность какой-либо деятельностью, погруженность в то, что ты делаешь с удовольствием и самоотдачей, забывая о времени и заботах (семья, дети, любимое занятие, любой вид творчества).
  • Осмысленность жизни: служение чему-то большему, чем ты сам, когда твоя жизнь и твоя деятельность имеет глубокий смысл и отвечает твоим внутренним принципам и ценностям (борьба за идею, спасение людей, защита слабых, служение Отечеству и проч.).

По мнению М. Селигмана, вторая и третья составляющие наиболее продуктивны для развития личности и способны сделать ощущение счастья и удовлетворенность жизнью более полными и всеобъемлющими. Позитивная психология предлагает методы и способы воплощения в жизнь этих необходимых составляющих счастья.

Подобно существующей классификации психических патологий учеными была разработана классификация сильных черт человеческой личности, развитие которых способствует душевному благополучию человека и процветанию общества. К таким чертам, в частности, были отнесены оптимизм, благодарность, честность, доброта, любовь к ближнему, творческие способности, чувство юмора.

  • Личность не может достичь гармонии без оптимизма, позволяющего легче преодолевать трудности, заряжающего энергией и придающего силы. Развить это фундаментальное для счастья качество, по мнению шведского психолога Ива-Александра Тальмана, можно, ставя перед собой цели и достигая их (научиться танцевать, овладеть музыкальным инструментом, получить диплом, выучить иностранный язык и т. д.).
  • Необходимыми для ощущения счастья качествами являются благодарность, великодушие, благожелательность. Эти качества важны не только с точки зрения добра, которое мы несем окружающим, они не менее важны для нашей психики. Теплые слова, улыбка, дружеские жесты — эти простые действия, как показали исследования, стимулируют зоны удовлетворения в головном мозге автора действия, способствуют снижению уровня гормонов стресса и делают его более счастливым.
  • Подобное же воздействие на психику оказывает помощь, которую мы оказываем ближнему. Осознание своей полезности очень важно для психического здоровья личности.

Помимо общих рекомендаций позитивная психология предлагает практические упражнения, которые каждый может выполнять самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Несколько практических упражнений и методов

Умение быть счастливым достигается тренировками, направленными на развитие положительных эмоций и сильных качеств характера, которые помогают решать проблемы и преодолевать препятствия, делают человека более сильным и устойчивым к невзгодам и стрессам.

Вот несколько упражнений и методов, рекомендуемых специалистами:

  • Учитесь продлевать и усиливать положительные эмоции. Запланируйте счастливый (по вашим представлениям) день, в течение которого будете заниматься своим любимым делом (рыбалка, шашлыки с друзьями, вышивание, чтение, прогулки по лесу), полностью погрузитесь в него и наслаждайтесь процессом.
  • Концентрируйте внимание не на неприятностях и негативных эмоциях, а на маленьких сиюминутных моментах радости и удовольствия, фиксируя в сознании свое состояние в эти мгновения счастья: чашечка кофе на террасе, приятная встреча, чья-то улыбка, комплимент, красивый пейзаж. Эти упражнения помогут сознанию избавиться от тенденции заполняться множеством неприятных мыслей (негативными воспоминаниями о прошлом, тревожными ожиданиями будущего) и будут способствовать развитию оптимизма. Для достижения максимальной эффективности рекомендуется вести дневник, ежедневно отмечая в нем по меньшей мере 3 приятных события, указывая причину их возникновения.
  • Каждый день находите время для обращения к своему внутреннему «я». Находясь в уединении с выключенным телефоном, прислушайтесь к себе и постарайтесь проанализировать свое внутреннее состояние, ответив себе на вопросы о том, что вы чувствуете, и что вас беспокоит, в чем причина этого, каковы ваши желания и цели, что мешает их достижению, что можно предпринять. Этот ритуал позволит лучше понять себя и выбрать то, что важно и хорошо для вас.
  • Когда вы сталкиваетесь с негативной эмоцией, попробуйте прибегнуть к упражнению, основанному на буддийском методе Anitya (непостоянство, скоротечность), который заключается в том, чтобы определить, принять и отпустить негативное чувство, мысленно сказав себе: и это пройдет. Этот метод позволяет снизить напряжение и действовать более взвешенно и рационально.
  • Замените перфекционизм, порождающий тревогу, разочарование, переутомление, более здоровой и позитивной альтернативой — оптимализмом. Речь идет об умении наслаждаться каждой маленькой победой, не ставить перед собой сверхзадач, быть более снисходительным к себе и другим, что не означает, однако, отсутствия требовательности. Неудачи воспринимайте как полезный опыт, необходимый для дальнейших успехов.

Развитие лучших качеств собственного характера необходимо не только для психического благополучия. Как свидетельствуют исследования, удовлетворенность жизнью и ощущение счастья способствуют физическому здоровью человека.

Пройдите тестУмеете ли вы радоваться? Современный ритм жизни лишает нас возможности радоваться небольшим, но приятным событиям и явлениям. Таким, например, как неожиданный букет цветов от любимого, голос подруги в телефонной трубке, смс с признанием в любви. Остановитесь. Вам не помешает отдохнуть и расслабиться. Хотя бы на время прохождения этого теста.>Упражнение «Умение быть счастливым»

«Плотность счастья на момент времени» и «Богатство мира»

Все люди стремятся к счастью. А что такое счастье? Это понятие может для каждого человека разительно различаться. Кого-то радует материальные достижения, кого-то собственные успехи или своих близких. Но если посмотреть в целом на то, что такое счастье — это выглядит в виде проживания положительных эмоций по разным поводам своей жизнедеятельности.

Люди часто ждут этих моментов от жизни. Нередко полагаются на судьбу, случай, других людей, на то, что счастье придёт как-то само. Вроде как им счастье должно дариться от внешнего мира. И это здорово, когда действительно счастье приходит из вне и зажигает радостными огнями наши будни. В то же время, если человек является Автором своей жизни, то он не ждёт подарков от судьбы, а берёт их сам! Где взять? Да, они повсюду, мы каждый раз проходим мимо счастливый моментов, мимо своего счастья, даже не подозревая, что оно находиться рядом. Друзья, посмотрите на детей. Они умеют радоваться и быть счастливыми. Они удивляются каждый раз новому, интересному. Они настоящие исследователи жизни. Любая мелочь заводит их с пол оборота на положительные эмоции и в этот момент они счастливы без границ. Но ведь и мы такими были! А почему разучились? А почему обделили себя таким прекрасным явлением? Задайте себе этот вопрос? Ведь восстановить этот навык так просто, но даже в голову многим не приходит, что это возможно. Как это сделать, есть чёткая схема, она приведена ниже. Многие люди прошли этот этап и обрели новую жизнь, почувствовали её радостный вкус, уловили новые ароматы, вкусили новые ощущения на всех уровнях чувств. То сеть стали счастливы. Стали сами включать себе эти минутки счастья, по собственному желанию. Теперь количество счастья зависит ровно от них самих!

Тест для взрослых
Прочитайте утверждения, которые приведены ниже, и выберите из них те, что наиболее соответствуют вашему мироощущению. Имейте в виду, что здесь нет утверждений «плохих» и «хороших», правильных и неправильных, подсчитывать результаты будете вы сами, и потому будьте предельно откровенны и не старайтесь выдавать себя за кого-то другого — ведь в совете нуждаетесь именно вы.
1. Когда порой я задумываюсь над прожитой жизнью, то прихожу к выводу, что
а) все было скорее плохо, чем хорошо
б) было скорее хорошо, чем плохо
в) все было отлично.
2. В конце дня я обыкновенно
а) недовольна собой
б) считаю, что день мог пройти и лучше
в) отхожу ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрю в зеркало, то обычно думаю
а) «О Боже, как беспощадно время!»
б) «А что, еще совсем неплоха!»
в) «Решительно, годы идут мне на пользу!»
4. Если я узнаю о крупном выигрыше кого-то из знакомых, то думаю примерно так:
а) «Ну мне-то никогда не повезет!»
б) «Эх, почему же это не я!»
в) «Всем везет — настанет и моя очередь!»
5. Если узнаю по радио или из газет о каком-либо происшествии, то говорю себе:
а) «Вот так однажды будет и со мной!»
б) «К счастью, эта беда меня миновала!»
» в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!»
6. Когда пробуждаюсь утром, чаще всего
а) мне ни о чем не хочется думать
б) взвешиваю, что день грядущий мне готовит
в) довольна, что начинается новый день, и жду приятных сюрпризов.
7. Я думаю о своих знакомых примерно так:
а) «Увы, они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»
б) «Конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне приличные люди»
Ч в) «Везет же мне на знакомых и друзей!»
8. Сравнивая себя с другими людьми, обычно прихожу к выводу, что
а) меня недооценивают
б) я не хуже остальных
в) гожусь в лидеры, и это признают все!
9. Если мой вес увеличивается на 4—5 кг, то я
а) впадаю в панику
б) не вижу в этом ничего особенного
в) перехожу на диету или приступаю к физическим упражнениям.
10. Если я в плохом настроении, то чаще всего
а) кляну судьбу
б) жду, когда оно пройдет
в) стараюсь развлечься, и это помогает.
А теперь подсчитайте полученные баллы, исходя из того, что каждый ответ (а) оценивается в 0, (б) — в 1, а (в) — в 2 балла. Просуммировав баллы, вы можете получить от 0 до 20 баллов. Если вы набрали
17—20 баллов — вы мужественная и оптимистичная личность, радуетесь жизни, не обращая внимания на неприятности и житейские невзгоды. Вы умеете находить выход из сложных ситуаций. Но не слишком ли поверхностно вы относитесь к жизни? Возможно, вам не хватает сейчас профессиональных знаний и совета психолога.
13—16 баллов — вы мягкий по характеру человек и пережили в жизни не так уж много стрессов. Радостей у вас в жизни больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, оцениваете их трезво и обычно ведите развитие своей жизни на несколько шагов вперед. Окружающим (и детям, и взрослым) с вами хорошо — мы думаем, что у вас много близких, которые помогут пережить этот неприятный, но не самый тяжелый период жизни;
8—12 баллов — счастье и несчастье выражается для вас статистически, «пятьдесят на пятьдесят». Радостные переживания побуждают вас готовиться к грядущим неприятностям, которые и не заставляют себя ждать. Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их мужественно и не оставляйте в беде своих близких. Не считайте, что все лучшее для вас позади, скорее всего, наоборот, — позади все худшее.

0—7 баллов — вы привыкли смотреть на мир сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь невезучего человека, а иногда даже кокетничаете этим. Вам кажется, что вы — самое несчастное существо на земле и так будет всегда. Вы можете думать только о себе. Конечно, трагические переживания очищают, приносят много высоких и романтических эмоций. Но можете ли вы позволить их себе, имея детей? Не за их ли счет вы возвышаете собственную душу? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистично настроенных людей.
Если вам кажется, что вы в растерянности и рады принять помощь любого рода, давайте подумаем о вас вместе. Теперь прислушайтесь к себе. Запомните это чувство и вспоминайте каждый раз, когда вам плохо. Источник теста: vosp.ru©

А чтобы почувствовать это, переходите к следующему пункту. Да и загляните вот сюда — «Сколько платит человек за убеждения?», возможно, вам нужно поработать с убеждениями.

Итак. Как это сделать — развить в себе умение быть счастливым? Освойте упражнение «Плотность счастья на момент времени», «Богатство мира» и мы вернёте себе прекрасный навык позабытый с детства. Вы откроете окружающий мир для себя. Вы обогатите свой внутренний мир. И когда вы будете чувствовать эту красоту, радоваться этому миру, отдадите в мир волну своих положительных эмоций, то уже мир повернётся к вам самой лучшей частью, отдав вам свою волну прекрасного. Обмен положительных эмоций замкнётся в огромный круг бесконечности счастья.

Упражнение: «Плотность счастья на момент времени» и «Богатство мира».

Задача – развить максимально пять чувств. Научиться в любое время, в любой ситуации, во внешней среде — видеть прекрасное, наслаждаться жизнью полной грудью.

Чем полезно:

Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир, видеть прекрасное и наслаждаться красотой этого мира, и реагировать с любовью к нему. Ещё польза в том, что бы не упускать счастливые минуты, потому что, их вокруг масса.

ОЗР:

4-5 раз в день по 5 -7 минут перевожу своё внимание на моменты счастья, выраженные через 5 чувств, и наслаждаюсь ими. Срок встраивания привычки 1 месяц.

Как буду работать:

Минимум 5 раз в неделю выбираю 10 минут (2 дня (пн. ср.) с утра, 3 дня (вт. пят, суб.) вечером), которые буду проживать в режиме прочувствованного удовольствия. В одну 10-минутку включу минимум 3 чувства, максимально 5 чувств.

Зрение — глаза.

• Наслаждаюсь красивыми пейзажами за окном. Если пейзажи надоели за окном, смотрю красивые картинки, короткие видео ролики с природой в интернете.

• На прогулке рассматриваю внимательно птиц, красивых людей, снежинки, когда падают.

• Рассматриваю днём облака — их причудливые формы, ночью звёзды, луну.

Слух – уши.

Внимательно прислушиваюсь к окружающим красивым звукам:

• пению птиц;

• музыка, гармоничные произведения разных направлений;

• как разговаривает со мной приятный собеседник;

• как стучит стрелка часов;

• шум деревьев;

• шум ветра;

• хруст снега;

• журчанье воды.

Обоняние – нос.

• чувственно вдыхаю запах свежего воздуха на прогулке (если найду в Москве)));

• запах вкусной пищи;

• запах цветов (в палатке с цветами);

• запах родных людей.

Заостряю своё внимание на наслаждение, которое получаю от этого процесса.

Осязание – кожа.

• Беру в руки мягкие предметы, материалы (мягкие игрушки), ощупываю их, заостряю внимание на этом;

• глажу собачку и наслаждаюсь её мягкой шерсткой;

• глажу руки любимых людей, передаю руками свою заботу и нежность и как я их люблю;

• запускаю руки в волосы любимого человека, ощущаю удовольствие от этого;

• пропускаю сквозь пальцы тёплую воду, наслаждаюсь этим ощущением.

Вкус – язык.

Медленно…, что-то кушаю или пью вкусное (фрукты, соки и прочее), внимание сосредоточенно на вкусе, ощущаю его всеми рецепторами рта, мысленно думаю, как же вкусно!

Штраф: забываю 2 раза в неделю прочувствовать мир, переношу эти пропуски на следующую неделю + ещё одно наслаждение.

Награда: выполнение упражнения в конце недели расслабуха в ванной с маслами.

Как люди работают. Отчёт:

Пн: стою у окна на кухне, на 14 этаже… смотрю на улицу, за окном идёт мокрый снег, снежинки падают ровными кристалликами на подоконник и медленно тают…тепло на улице. Ветер гоняет снег вихрем, задавая причудливые формы, как красиво… Держу кружку у рта с горячим чаем, ощущаю тепло руками, в нос вдыхаю нежный аромат, легкие наполнятся теплом и нежным вкусом. Один глоток чая и вкус распространяется по всему рту. Тут и вкус полей и солнца и дождя, который сопровождал рост чайных листочков…, а за окном холодно и сыро, что создаёт в душе комфортный уют … как хорошо!

Вт: обеденная прогулка с собакой. Вышла на улицу, воздух чист и он наполнил лёгкие свежестью. Солнечные лучи сразу сузили мои глаза, сегодня очень ясный день после вчерашней вьюги. Облака высокие и нежные как вата, летят легко и красиво. Снег хрустит под ногами, мимо проноситься моя собачка «Катя», обдавая меня лёгким ветерком. На её спинке – шёрстке — подмокли снежинки. Они превратились в капельки и стали светиться, отражая солнце, как мелкие стразы. Эффект потрясающий — чёрная собачка вся усеянная «природными сваровски». Птички уже оживают от суровой зимы, то тут, то там раздаются разные голоса пташек, то ворона басит на суку дерева и кого-то воспрашивает. А вот неизвестная птаха своей тонкой трелью разбавляет воздух интересным пением. Солнце припекает сзади. Когда поворачиваюсь к нему спиной уже греет теплее, чем обычно, а спереди ветерок обдаёт приятной свежестью, контраст потрясающий. Прохожу мимо голой ветки вишни. На ней замёрзли капельки ночного дождя и теперь она усыпанная бусинками стоит и сверкает в солнечных лучах. Я потрогала эти бусинки и почувствовала как они тают в моих тёплых руках. Прекрасный день, полон яркий красок. Заметила, что всё это время хожу с улыбкой на устах. Она сама автоматически появилась на лице, и от того, что я её заметила, стала её больше. Даже замеченные улыбки становятся ещё улыбчивей. Ей нравится, когда к ней проявляют повышенное внимание – интересный вывод… Я люблю этот мир!

Ср: после обеда пришла ко мне моя собачка (я сидела на кровати). Она села рядом и прижалась навалившись к моим ногам. Я почувствовала её теплоту тела, руки сами потянулись её гладить, пальцы рук почувствовали мягкий мех, её шерстка на ощупь нежная как пух. Она вытянула шею назад и покряхтывая от удовольствия положила на мои колени голову. Её глаза закрылись на половину и так мы просидели с ней 5-7минут. В это же время у нас с сыном шла беседа в комнате. И наши голоса отдавались чарующим эхом в чреве гитар весивших на стенах комнаты. Была приятная атмосфера от нашей семейной идиллии, которую окутывал запах лимонного масла (им сын смазывает гитары).

Чт: весь день была внимательна и чувствительна к окружающему миру. Поехала к дочке. По дороге, вместо того, чтобы как обычно читать в метро, включила плеер и слушала песни своего сына. Получился интересный эффект, наблюдала за людьми в подземке под музыку, это был своего рода видео клип, только внутренний. Лица людей мелькали тут и там с интересными выражениями, кто озабоченный, кто грустный, кто ещё спит, кто-то улыбается или сосредоточен на тетрисе. Стук колёс перебивал песни, попадая частенько в такт музыки. Ветер в вагоне разгонял запах подземки…он специфический, тут и горелые тормоза и смесь разных духов от людей, и перегар с чесноком от брутального мужчины, жизнь многообразна. Первый раз увидела мир другими глазами и он открылся для меня по новой, а я его прелесть раньше не замечала… Сегодня открыла новую страницу для себя, как можно радоваться миру. Здорово!

После обеда вместе с дочкой и внучкой сидели и общались на кухне. Внучка под бочком. Я её обняла и глажу по её нежной ручке. Запах от волос сладковатый и мягкий. Дети пахнут по особенному, чистотой, молоком и радостью. Дочка оживлёно щебечет про последние новости в семье, я её внимательно слушаю и думаю, что как здорово мы сидим. Параллельно пью горячий кофе (сегодня я могу себе позволить это удовольствие, чтобы подчеркнуть всю прелесть общения), который придаёт нашей беседе особый уют. Постаралась внутренним фотоаппаратом запечатлеть эти кадры в своей памяти. Шикарный день!

Сб: вдруг пришла такая мысль, что сейчас я жутко счастлива! Учёба в Университете практической психологии даёт столько радости, успехов, новых открытий, ощущений, знакомств… И через 1,5 года это всё закончится. Этот фейерверк прекратиться, будет другая жизнь, тоже полна красок, но такого же счастья не повториться – это точно! Сейчас мы, студенты переполнены работой по всем фронтам. И возможно, этого счастья кто-то не видит и лишь когда закончится этот учебный марафон, сможет прочувствовать, что это было настоящее счастье и оно ушло безвозвратно. Поэтому, друзья, ловите моменты счастья на сессии от учёбы и от общения, на дистанции, запоминайте картинки счастья, делайте зарисовки на бумаге. Время идёт и моменты счастья не повторяются!

Вывод: сейчас темп жизни замедлила и стала смотреть на мир как маленький ребенок и открывать заново прелести жизни. Раньше жизнь по наличию счастью была скудна. Многие прелести мира проходили мимо, получается, сама себя обделяла. Счастье вокруг нас — здесь и сейчас, только успевай ловить! Друзья, притормозите гонку, оглянитесь вокруг. Получите массу удовольствия. Мы сами раскрашиваем свою жизнь в яркие тона!

P.S.

Сегодня ночью, с воскресенья на понедельник, приснился страшный сон. Всё было настолько реально, что просто триллер в красках. Расскажу кратко и основную суть, потому что, сон был долгий.

«В квартиру вломились грабители, была долгая борьба моих мужчин с ними. Мне удалось вырваться из квартиры, я позвала на помощь соседей, они меня укрыли и вызвали полицию. Бандитов связали и увели, а когда я подошла к квартире, то застыла в ужасе, муж и сын лежали убитыми…В голове пронеслись мысли — какие последние моменты я видела их живыми? и что они делали? ведь это были последние моменты вместе! Я опустилась рядом с ними, и меня разбудил мой немой раздирающий крик…».

Проснувшись, я долго не могла прийти в себя. Я и радовалась, что это всё не правда, в тоже время я поняла, что такое счастье! Оно рядом!

Только здесь и сейчас мы имеем самое настоящее счастье и часто просто не понимаем этого. Друзья обнимите своих близких! Возможно, они этого ждут?

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Друзья и для души в ту же тему, просто оглушительная Сказка о счастье, не проходите мимо. Меня она очень впечатлила!

Вебинар о формуле счастье №2

Вебинар формула счастья №1 смотри

«Вкусные» блинчики
Маленькая Люся появилась на свет у очень любящих друг друга родителей, живших тогда в деревне Сюдумарь Мари-Турекского района. Папа был заготовителем, мама телефонисткой. Через месяц после рождения дочки вернулись на родину отца — в Йошкар-Олу.
И только война разбила счастье этой семьи, как и миллионов других. Людмила Александровна говорит, что и сегодня отчетливо видит ту картину: они с младшим братишкой собрались гулять, а на улице наткнулись на родителей. Те стояли, крепко обнявшись, мама горько плакала на плече отца.
— А 24 июня 1941 года папу забрали на фронт, больше я его не видела, — вспоминает женщина. — Мне было тогда 8 лет. В 1942-м нам сообщили, что отец пропал без вести. Конечно, не скажу ничего нового тем, что в войну было тяжело, голодно и холодно. Но мы были детьми, наверное, поэтому не чувствовали уныния. Ели крапиву, щавель, верхушки сосен. А из гнилого картофеля мы с мамой пекли блинчики, казавшиеся настоящей вкуснятиной. Я училась тогда в первой начальной школе. Это было здание на улице Советской, рядом с аптекой. У нас был замечательный педагог — заслуженный учитель республики Сергей Иванович Иванов. Он старался нам всегда и во всем помочь. А уж откуда брал сладости, мы только диву давались, но каждую неделю Сергей Иванович устраивал для нас в классе чаепитие. А мы хоть и были малы, но не сидели, сложа руки, старались помочь старшим. В том месте, где сейчас находится улица Чапаева, был колхоз. Мы ходили туда полоть сорняки.
Тимуровцы
— В 44 году в город привезли эвакуированных, — продолжает Людмила Александровна. — В нашем классе (я уже перешла тогда в школу №10) появилась замечательная девочка Дия Осянова, приехавшая с мамой из Москвы. Она организовала нас в тимуровскую команду. Мы ничем не отличались от книжных героев. У нас был свой командир — Гена Гаврилов, своя комиссарша — та самая Дия. Каждый день после уроков мы собирались на линейку, получали задание и шли его выполнять. Чистили «подшефную» улицу, помогали тем, кто там жил, по хозяйству, в уходе за маленькими детишками, чьи отцы ушли на фронт. Но самые яркие впечатления оставило шефство над госпиталем. Его устроили в здании, где сейчас располагается вспомогательная школа на улице Советской. Мы ухаживали за ранеными: читали им книги, писали от их имени письма родным. При этом нам строго запрещали брать от них хоть какие-то гостинцы. Моим любимчиком был танкист лет двадцати. У того паренька были ампутированы руки и ноги.
Тимуровцев поощрял местный горком комсомола. Ребятишки сытно обедали в столовой по выданным им талончикам. Но самый большой подарок Людмила Александровна не забыла и сегодня. Это были парусиновые тапочки, похожие на туфельки, которые начищались мелом. Команда просуществовала года два, пока ее идейный вдохновитель не уехала обратно в столицу с мамой. А пару лет назад перед Днем Победы местные музейные работники рассказали о тех тимуровцах журналистам. Каково же было удивление пожилых женщин, когда им как снег на голову свалились люди с камерами и диктофонами!
Судьбу решил марийский язык
Уже после войны, окончив семь классов, Людмила решила пойти в артистки. Ей казалось, что тот опыт, что она приобрела, танцуя в госпитале перед ранеными под «тра-ля-ля», ей непременно сослужит теперь добрую службу. Театральное отделение тогда, в 1947 году, действовало при местном музыкальном училище. Но здесь девушке дали от ворот поворот! Ее не взяли из-за незнания марийского языка, так как отделение готовило актеров для местного национального театра.
Обливаясь горькими слезами по несбывшейся мечте, Люда брела по городу, уже направляясь в медицинское училище. Тут ей и встретился сосед по дому, вернувшийся с фронта. Узнав причину девичьих слез, он предложил ей пойти в педучилище, где открыли новую специальность «Учитель начальных классов — старший пионервожатый». Так она вновь оказалась в том самом здании, где ухаживала за ранеными солдатами, и проучилась здесь четыре года.
Под следствием
Педагогическая карьера Людмилы Александровны началась с большой трагедии. После третьего курса она поехала работать в пионерский лагерь. Весь трудовой коллектив был сформирован здесь из студентов именно их отделения. На первую смену Людмиле достался младший отряд, на вторую — средний, а на третью — старший. Одному мальчику из второй смены вожатая так приглянулась, что он попросил маму оставить его в лагере еще на месяц, но обязательно в отряде Людмилы, пусть даже и с ребятами постарше. Люда в просьбе не отказала, тем более, что женщина уезжала отдыхать и была рада оставить сына под присмотром.
— Все шло хорошо, до окончания третьей смены оставалось всего два дня, — вспоминает собеседница. — У нас планировалось проведение военной игры, но на улице стояла изнуряющая жара, поэтому игру отменили. В тихий час я уложила детей спать, а сама пошла получать продукты для полдника. Тогда за каждым отрядом был закреплен только один вожатый, без воспитателя, поэтому на нас возлагались в том числе и такие обязанности.
Вернувшись в отряд, Людмила Александровна обнаружила пропажу трех мальчиков. Пионеры молчали как рыба и не сразу признались, что пацаны убежали купаться, выбравшись через окно. От этой новости у вожатой ноги подкосились: ведь в Куяре была очень коварная река!
— Там можно было идти по реке, вода доходила до щиколотки, а рядом — темное пятно, и ты уходишь на глубину с головой, — вспоминает женщина. — Чувствуя, что самое ужасное уже произошло, мы бросились на поиски детей. Двух мальчиков нашли в лесу, они перепуганные сидели на дереве. Не сразу удалось узнать от них, что случилось. Оказалось, они попали в такую яму, о которых я говорила. Те, что постарше, выскочили, а младшему, которого оставила мне мать, попытались помочь, но потом испугались, что он утянет их на дно. Со страха мальчишки кинулись в лес, а не за помощью взрослых.
Утонувшего мальчонку увидела на обратном пути из леса сама Людмила, она и вытащила его из воды. Оказалось, что у мальчугана лопнул от страха мочевой пузырь, потому он сразу всплыл на поверхность. Конечно, все попытки оживить ребенка при помощи искусственного дыхания и других мер первой помощи оказались тщетны.
Людмиле было тогда всего 17 лет. Ночь ей пришлось провести в милиции. А когда наутро пришла домой и рассказала все маме, та увидела на ее голове седую прядь волос. Мать выслушала дочь, а потом решила продать единственную дорогую вещь в доме — швейную машинку, чтобы нанять адвоката для Люды. Целых полгода походов к следователю закончились в конце концов благополучно для девушки. Во многом благодаря тому, что мама мальчика сразу пообещала не ломать ей жизнь, понимая, что сына этим не вернуть, да и не виновата вожатая в том, что пацаны убежали из отряда в то время, когда она выполняла свои прямые обязанности.
«Пеш кулеш!»
После окончания педагогического училища Людмилу распределили в Мари-Турекскую среднюю школу. Так девушка вновь оказалась на родине, на которой прожила лишь месяц. Ее мама к этому времени второй раз вышла замуж. Отчим не очень благоволил к неродным детям, потому Людмила вскоре забрала к себе и младшего братишку, учившегося тогда в седьмом классе.
— У меня — 18-летней выпускницы, было тогда очень много энтузиазма и энергии, — рассказывает Людмила Александровна. — Школа оказалась с марийским уклоном. Ребята из национальных классов никак не хотели вступать в пионерскую организацию. Преподаватели очень обрадовались, что я специализировалась по этому направлению, и попросили меня заняться агитацией детей. Я взялась за дело с большой охотой. Помню, запаслась портретами пионеров-героев и пришла в один из классов. Весь урок ребята сидели тихо, и только время от времени говорили друг другу незнакомую мне фразу: «Пеш кулеш!» На перемене я счастливая влетела в учительскую и поделилась с коллегами радостью, мол, слушали, похоже, с интересом, почти не разговаривали. А когда попросила учителей перевести мне запомнившиеся с урока слова детей, оказалось, что ученики сопровождали все мое выступление перед ними равнодушным: «Больно нужно!» Тут я разрыдалась, даже директор пришел успокаивать.
Но проревешись, Людмила не опустила руки. Она просто решила выучить родной язык ребят. Все свободное время ходила на уроки марийского языка вместе со школьниками и через полгода могла свободно общаться и отлично понимала неродную ей речь. И в конце учебного года этих детей все-таки приняли в пионеры.
Спустя два года девушка вернулась в город с разрешения отчима, мечтая получить высшее педагогическое образование. Но дома муж мамы заявил ей, чтобы не маялась ерундой, а шла работать. Людмилу пригласили в школу №4, которая тогда располагалась еще в старом здании.
Первая любовь
Про это чувство говорить с Людмилой Александровной необычайно интересно. Ей есть что вспомнить. Ведь кажется, что оно не погасло в душе женщины, которая на днях отметит свой 80-летний юбилей, до сих пор.
Свою первую любовь — Рафаила она встретила, когда еще училась в педагогическом, а он в музыкальном училище.
— Мы с ним дружили два года, что я жила в Йошкар-Оле, — вспоминает женщина. — Не прервали общение и после того, как я уехала в Мари-Турек, а он продолжил образование в Москве. Едва став в столице студентом, Рафаил позвал меня замуж, но мама мне не разрешила дать согласие. Сказала, что не отдаст меня за музыканта. Но не только мамин запрет остановил, ведь мне еще нужно было растить и доучить братишку. Через год Рафаил снова сделал мне предложение. Но и тут я была вынуждена отказать. А вскоре после отъезда получила письмо из Москвы. Мой любимый сообщал, что женился и уезжает за границу (это и стало причиной его брака). Он высказал надежду, что я не буду стоять на его пути… Для меня померк белый свет. Собрала все наши общие фотографии и отправила ему письмом. А сама слегла с депрессией в больницу. На целый месяц!
Исцеление терпением и теплом
От недуга под названием «первая любовь» Людмилу вылечил Альберт. Впервые они встретились на танцах в Мари-Туреке, куда Люда пришла, выписавшись с больничной койки. Бледная, худая, без настроения, она, казалось, ненавидела всех представителей мужского пола и была уверена, что больше никогда никому не понравится, не полюбит и сама.
— Правда, на Альберта я сразу обратила внимание, он очень хорошо танцевал, — продолжает рассказчица. — Как позже узнала, он работал землемером и приехал в поселок с другом в командировку. Когда он пригласил меня на танец, я, конечно, отказала. Тем больнее мне стало, что в это время звучала «Полька» — наш любимый с Рафаилом танец. Но Альберт не отступил и вскоре пригласил меня на вальс, после которого танцевал только со мной.
Вскоре его симпатии стали очевидны всем. Если я приходила в кино, то он оказывался рядом (как потом выяснилось, по договоренности, ему подыгрывал в этом киномеханик, продававший билеты).
Когда командировка закончилась, и Альберт вернулся в город, случилось так, что молодые на время потеряли друг друга из виду. Но судьба приготовила им новую встречу спустя год и такую же случайную — на танцах. После этого они уже всегда были вместе, и вскоре Альберт сделал Людмиле предложение. Девушка не стала отказывать, потому что жилось ей очень трудно, большая часть заработка уходила на оплату частной квартиры. Но и лукавить ей не хотелось.
— Я призналась, что не люблю его. А он не смутился и спокойно ответил: «Со временем полюбишь». Так оно и вышло. Со временем я настолько полюбила этого человека, что была самой счастливой из женщин, жила с ним как за каменной стеной. Мы были в браке 40 лет. А потом не стало его… (Людмила Александровна едва сдерживает слезы при этих словах и с трудом переводит дыхание). 5 июня 1993 года мужу исполнилось 60 лет, а 6 июня он умер. Он болел. С тех пор я одна. Только об одном жалею, что призналась ему в любви в тот момент, когда он почему-то не захотел повторить те же слова мне. Помню, мы были женаты уже пять лет. Отмечали праздник в компании друзей, мы с Альбертом танцевали, и я выпалила, прижавшись к нему: «Я так тебя люблю! А ты меня?» Он ответил: «Если бы не любил, не жил бы с тобой!»
Конечно, любил. И я это знала. Любил терпеливой и всепонимающей любовью. Он знал про Рафаила. Я не скрыла этого от мужа, потому что была всегда верна ему и чиста перед ним в своих мыслях.
Учила и училась
Мечту о получении высшего образования Людмила Александровна не оставила и после замужества. В 1955 году у Шамовых родился первенец — Саша. В 57-м появилась дочка Галинка.
— Тогда не было длительного декретного отпуска, — говорит женщина. — 6 сентября я родила дочь, а 1 октября вышла на работу. (Я учила младшие классы в школе №4). Тогда мне предложили идти учиться в пединститут. Здесь только что открыли педфак, наш вуз стал один из одиннадцати, открывших такие факультеты по стране. Поступило нас 60 человек. А в 61-м закончили только 13. Сказать, что учиться было трудно, это не сказать ничего. Мы все работали, а по вечерам — с 18 до 22.30 сами садились за парты. Мне было трудно вдвойне. Муж в это же время заочно получал высшее образование в Москве, раз в год уезжал на один-полтора месяца. Он там один, а я тут — с двумя детьми. С ними и на экзамены ходила. А вернешься домой с учебы, надо их накормить, спать уложить. Потом протопить необустроенную квартиру. (Нам дали под жилье геокамеру — помещение два на пять метров для геодезических инструментов, которые вынесли, а в комнатенке сложили подтопок). А пока проверишь тетради учеников, принесенные домой, уже вставать и на работу идти пора. От вечного недосыпания, бывало, засыпала по вечерам на лекциях в институте, прямо с пером в руках. Преподаватель подойдет тихонько, потреплет по плечу: «Шамова, просыпайся, пишем дальше». Легче стало только на пятом курсе, когда Альберт закончил учебу.
Учеба не мешала Людмиле Александровне быть одним из лучших педагогов в школе. Взять хотя бы тот факт, что именно ей старались доверить всех самых хулиганистых учеников.
— Помню, был у меня Эдик, — смеясь, вспоминает педагог. — Привели его через неделю после начала нового учебного года. Мальчишка встал на пороге, посмотрел мне в глаза и заявил: «Я учиться не хочу!» Я поглядела на него и спокойно ответила: «И не надо. Зачем тебе учиться? Только посиди здесь и ничего не делай». Он согласился, но с условием, что займет последнюю парту. В течение месяца во время каждого урока он приползал по рядам ко мне под стол и довольно сообщал: «А я здесь!» В ответ приходилось хвалить, просить вернуться тем же путем на место, в обмен на обещание, что я к нему скоро подойду. Сначала давала ему рассматривать картинки, рисовать палочки. Он делал это с удовольствием, но работать в тетради, заниматься с букварем ни в какую не хотел. И только через месяц, когда я уже потеряла всякую надежду, Эдик вдруг потребовал: «Дай мне букварь!»
После уроков мы наверстали с ним все упущенное по программе. А несколько лет назад я встретила Эдуарда в троллейбусе. Он стал прорабом в строительной организации. Признался, очень рад, что я научила его тогда и считать, и писать, и читать, не опустив руки.
«Людмила Александровна, давайте, я вам бригаду пришлю, ремонт сделают!», попытался отблагодарить ученик. Педагог в ответ лишь улыбнулась, сообщив, что у нее все хорошо.
Коротко о важном
О детях
— Мы вырастили троих детей. Один сын пошел по стопам отца, другой стал водителем. Средняя дочка как я — педагог. У меня три внука и три внучки, две правнучки и правнук. Дочка младшего сына любит спорт, как и я в молодости. Дашенька занимается легкой атлетикой, радует большими успехами — стала призером всесоюзной олимпиады школьников по физкультуре.
О красоте
— 19 октября мне исполнится 80 лет. Что вы, какая у меня теперь красота? Я всю жизнь занималась спортом: волейбол, спортивная гимнастика, лыжи. Конечно, это, да и 20 лет работы в пионерских лагерях с детьми, продлили мою молодость. Сейчас моя зарядка — работа на садовом участке. Держу сад. Знаете, я никогда в жизни не пользовалась никакой косметикой кроме губной помады и карандаша для бровей. А лучший уход за кожей лица — протереть ее свежим огурчиком, когда салатик строгаю.
Об увлечениях
— Очень люблю путешествовать по нашей республике. Мы живем в очень красивом крае.

Умение быть счастливым. Упражнение «Умение быть счастливым. Они занимаются духовными практиками

Счастье… Мы мечтаем о нем, думаем, что же такое счастье и как его достичь. Именно проблему умения быть счастливым и поднимает Коршунова в своем тексте. Если сформулировать поставленные вопросы, они будут выглядеть таким образом: каждый ли человек может быть счастливым? Или может быть так, что способность быть счастливым – врожденная? Возможно ли, развить в себе умение ощущать счастье?

Автор пишет, что у каждого из нас есть конкретное представление о счастье: мы мечтаем иметь хорошее жилье или красивую внешность, но эти грезы «не имеют отношения к ощущению полного блаженства». В каждом человеке буквально с рождения заложена меньшая или большая способность к счастью. Жизнерадостный от природы человек чаще доволен своей жизнью, чем тот, кто имеет угрюмый характер. Коршунова приводит в пример из области психологии. Учеными доказано, что определенная часть людей уже просто рождены счастливыми, а другие нет.

Согласно точке зрения Коршуновой, которая как мы выяснили, подкреплена выводами и исследованиями ученых, существует такая способность быть счастливым, которая заложена в нас с рождения.

По правде сказать, я не очень хочу разделять такую точку зрения автора.

Если вспомнить крылатые фразы или афоризмы на эту тему, на ум сразу же приходит известное – «Человек – сам кузнец своего счастья».

В тоже время, классическая литература, на мой взгляд, это литература о поисках счастья, но мало кто из героев произведений приходит к нему.

Если исходить из взгляда автора данного текста, героем литературы, который способен быть счастливым, как мне кажется, будет Наташа Ростова из романа Толстого «Война и мир». И в жизни Наташи случалось горе. Но она смогла преодолеть все препятствия и стать по-настоящему счастливым человеком.

Подведем итоги. У вопроса – каждый ли человек способен быть счастливым? – я думаю, еще нет твердого решения. И очень хочется верить, что человек все-таки сам создатель своего счастья.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

1. Умение расставаться со своими обидами. Очевидно, что постоянные негативные эмоции, коими являются обиды, разрушают душу и психику человека. Однако дело не только в этом. Человек не может испытывать одномоментно множество эмоций. А потому если вы испытываете отрицательные эмоции, то для положительных места уже нет.

2. Умение быть добрым по отношению к другим людям. Как бы цинично это ни звучало, но доброта нужна, прежде всего, самому добряку, так как в момент совершения добрых поступков, актов благотворительности, мозг благотворителя вырабатывает серотонин, в результате чего добряк ощущает себя счастливым.

3. Умение воспринимать проблему как вызов, как возможность достижения в жизни чего-то нового. Психологи советуют вообще исключить из своего словарного запаса (в том числе и при ведении внутреннего диалога) слово «проблема».

4. Умение ощущать искреннюю благодарность миру за то, что вы имеете. Причем желательно находить поводы для благодарности ежедневно. Конечно, важно, чтобы благодарность была искренней, а не вымученной.

5. Умение мечтать о чем-то большом и чистом. Тут, безусловно, очень важно не замечтаться и не погрязнуть в мире бесплотных фантазий.

6. Умение не переживать мелкие неприятности, которые не могут по-настоящему сильно затронуть жизнь.

7. Умение говорить о других хорошо. Опять-таки как бы цинично это ни было, но говорить хорошо о других полезно для говорящего, а не для того, о ком идет речь. Когда вы сплетничаете, отзываетесь дурно о других (даже если отзывы эти совершенно справедливы), вы создаете вокруг себя отрицательную энергетику, которая по вам же и бьет. А не по тому, кого рядом нет, и кому на ваши сплетни наплевать.

8. Умение брать на себя ответственность за все свои промахи и неудачи. Сваливание же ответственности на других людей и мир в целом лишь ведет к тому, что человек ощущает себя ничтожной букашкой. Счастья это ему не прибавляет.

9. Умение жить настоящим, а не бедами прошлого или возможными проблемами будущего. Хорошо известно, что сосредоточенность на прошлом ведет к депрессии, на будущем – к тревоге.

10. Умение никогда не сравнивать себя с другими. Нельзя ощущать себя ни лучше, ни хуже других. Можно и нужно ощущать себя уникальным.

11. Умение общаться только с позитивными людьми. То есть с теми, кто не сплетничает, совершает добрые поступки и выполняет все прочие правила счастливого поведения.

12. Умение слушать свой собственный голос, а не мнение окружающих. Конечно, это не означает, что ваше поведение должно иметь формат «что хочу, то и ворочу». Но по большому счету идти надо к своей мечте, а не к мечте своих родителей или коллег.

13. Умение больше слушать и меньше говорить. Слушать опять-таки надо не сплетни, а что-то дельное и позитивное.

14. Умение поддерживать большой круг общения, легко заводить новые знакомства, быть хорошо социально адаптированным человеком.

15. Умение всегда говорить правду и себе, и окружающим. Установлено, что в момент лжи человек не только испытывает стресс, но и занижает свою самооценку. А уж страх перед тем, что обман раскроется, может привести к настоящему нервному срыву.

16. Умение не зависеть от окружающих. Не только от их мнения, но и от их действий, даже от их помощи. Возможность справляться со всем самому окрыляет человека. Тогда как необходимость просить помощи занижает самооценку ниже некуда.

17. Умение смиряться с неизбежным. Жизнь несправедлива, и это надо понять. Но не переживать по этому поводу, не рвать на себе волосы и не пытаться изменить мир. А просто принять как факт, как то, что солнце всходит на востоке. И так же относится ко всем своим проблемам и даже подлинным несчастьям. Чему быть, тому не миновать.

Здравствуй, новорождённая мама!

Даже если у тебя этот ребёнок не первый, ты всё равно «новорождённая»!

Потому что с каждым новым малышом, с каждым своим ребёнком ты рождаешься заново, как Мама.

Каждый твой ребёнок уникальный, и ты как мама изучаешь его, учишься ему помогать и подсказывать, где-то не вмешиваешься, а где-то поддерживаешь. У каждого ребёнка своя жизнь и у каждого из них только их ситуации для опыта и проживания. А ты, с одной стороны, наблюдатель, а, с другой стороны, помощник и надежная поддержка. И в, казалось бы, обычной ситуации ты поступаешь так, как подсказывает твоя материнская интуиция. Хоть и написано много книг, где мамы, психологи, учёные, мудрецы делятся своими наблюдениями, наработками, способами и правилами, как надо и как не надо.
Да, это может быть полезным, вместе с тем, всегда слушай своё сердце и чувствуй своего ребёнка!!! У тех, кто написал книгу, возможно, большой опыт, которого у тебя может и не быть (особенно если ребёнок первый), вот только их наблюдения основаны на других детях, а не на твоём. Да, можно и нужно читать книги, которые ты считаешь полезными для тебя, просто постарайся отфильтровывать то, что интуитивно тебе кажется неподходящим, или малыш будет противиться твоим нововведениям очень настойчиво (будь то кормление по часам, в одно и то же время укладывать спать, отправить его в секцию по футболу и т.д.).

Каждый человек уникален, как твой ребёнок, так и ты сама. Поэтому не вини себя за то, что «неправильно» кормишь, одеваешь, воспитываешь, не так ведёшь себя. Главное, чтобы в вашем общении друг с другом, да! и с папой тоже, вам было комфортно и радостно. Я не призываю тебя убрать все нормы приличия и забыть, что ваше шумное веселье в 12 часов ночи может помешать кому-то спать. В то же время, постарайся легче и проще относится к тому, что скажут люди, к их замечаниям, «умным» подсказкам, лекциям, упрёкам. Бери только то, что пригодится: «полезно – беру, лишнее – заберите назад».

Твой ребёнок уникальный

Твой ребенок уникален и ценен для этого мира, поэтому не сравнивай его с другими, радуйся его успехам и достижениям, помогай и поддерживай, а также верь в него! Верь, что он справится (вместо «без меня ведь не справится»), верь, что он всё сможет (вместо «ничего не можешь сам сделать»), что он самый лучший и способный (вместо «бездарь» и «неумеха»). Помни, что у него могут быть свои задачи на эту жизнь, отличные от твоих. Просто наблюдай, вдохновляй, помогай и поддерживай.

Счастливая мама

А знаешь, что самое важное для малыша? Еда, вода, одежда, тепло, уют, добрые мамины и папины руки, слышать биение маминого сердца, приятные нежные поцелуи, мамина улыбка, помощь по первому зову? Да, это важно! И всё же, самое важное для него– чувствовать и понимать, что его мама счастлива!

Почему?
Потому что именно счастливая мама, может искренне любить, поддержать, обнять, подбодрить, помочь, улыбнуться, радоваться первым шагам и новым свершениям своего ребёнка!!!

Это совсем не значит, что все в жизни будет гладко, спокойно и радостно, и будут только успехи и победы. Вместе с тем, любые задачки, поражения, неудачи превратятся в опыт, и проживутся вами намного легче.

Да, кстати, ты, вероятно, хочешь, чтоб твои дети были счастливые? Так научи их своим примером.

Проси о помощи

Да, ты сильная, ты справишься, у тебя всё получится! Вместе с тем, позволяй себе отдыхать. Если человек не высыпается три ночи кряду, мало ест, а весь день работает, то ему просто физически будет непросто быть радостным, весёлым и счастливым, а также активным и бодрым оптимистом. Любому человеку нужен отдых. Тело просит его, и, кстати, имеет на это полное право, чтобы быть здоровым и уравновешенным. Поэтому, находи время отдыхать. «Я не могу, когда мне?» — скажешь ты. В то же время, если немного подумать и поискать, ты его обязательно найдёшь, отложив ненужную болтовню с подругой о подгузниках, сварив суп на 15 минут позже обычного, просто делегировав какие-то дела мужу, бабушкам, мамам. Да, они вовсе не обязаны тебе помогать, с другой стороны у тебя всегда есть возможность: попросить о помощи.

Вполне вероятно, они с радостью согласятся, возможно, откажут, так как могут быть действительно заняты. Возможно, они морально не готовы сидеть с вашими детьми. Мне сестра, например, честно об этом сказала и предложила другие варианты помощи, на которые она согласна, и я благодарна ей за честность. Во всяком случае, мне не нужно было накручивать себя, ища ответ на вопрос: а почему мне отказали? Вместе с тем, твои близкие хотя бы узнают, что тебе нужна помощь. «Не просишь – значит, справляешься».

Хотя в теории у некоторых людей есть такая установка: «все обязаны мне помогать», или «ну, все же должны друг другу помогать…». Вот, исходя из этой теории, есть люди, которые лезут (простите) везде со своими советами. Поэтому лучше попросить, дать знать, что тебе нужна помощь. Как правило, родные только и ждали того момента, чтоб чем-то помочь, ощутить свою важность и значимость в семье (это действительно важно каждому). В то же время, если откажут, то просто пойми, что у них могут быть действительно важные дела, и обратись к другому. А нет, так ты же сильная))), ты справишься.

Ты никому ничего не должна

И еще один момент: ты никому ничего не должна. Ты любишь своего ребёнка, ты с радостью даришь ему свою любовь заботу, готовишь для семьи ужин с удовольствием, идешь на прогулку, чтоб просто подышать свежим воздухом, а заодно твой ребёнок активно подвигается. Но ты НЕ должна стирать, убирать, всегда помогать, делать только то, что хотят домочадцы, выполнять все просьбы, жертвуя своими желаниями и силами. Да, ты всё это можешь делать, потому что хочешь. Само по себе слово «ДОЛЖНА» отнимает много энергии и заставляет делать что-то противоестественное для тебя. Когда ты говоришь «ХОЧУ», ты идешь по велению своих желаний, а значит в потоке, а значит, энергии прибавляется. Поэтому, во-первых, отследи, что ты хочешь делать из того, что должна, во-вторых, подумай, как то, что ты действительно должна, сделать самым комфортным для тебя способом, в-третьих, проверь, есть ли среди того, что должна, то, что вообще никому не нужно. Ну и, в четвёртых, разберись с тем, чего же ты хочешь на самом деле. И если первым пунктом стоит «выспаться», то найди для этого возможности или попроси о помощи.

Главное для ребёнка – это счастливая мама. А значит отдохнувшая.

Выбирай оптимальное для себя и вашей семьи

Что такое хорошо, и что такое плохо, решать тебе самой, не подругам, не родственникам, не средствам массовой информации и пр. Всё относительно. Для кого-то ты просто обязана сидеть с ребёнком 24 часа в сутки, дарить ему любовь, не водить или водить в садик, школу, в бассейн, на гимнастику. Вместе с тем, в твоих условиях и обстоятельствах, тебе решать, как лучше поступить для ребёнка, семьи, для тебя самой, в конце концов. Я не призываю всё пенять на обстоятельства и ничего не делать, я лишь хочу, чтобы в своих обстоятельствах и возможностях ты выбирала ОПТИМАЛЬНЫЕ для вашей семьи варианты. И если тебе комфортно быть всё время с ребёнком, то делай так. Если тебе роль домохозяйки совсем чужда, у тебя есть амбиции, ты хочешь продвигать своё любимое дело, кайфуешь от этого и испытываешь удовольствие и удовлетворение (вместо того, чтобы пахать из-за необходимости тащить на себе всю семью), то делай карьеру. Помни одно, что теперь ты мама, у тебя есть дети, а дети хотят видеть маму счастливую, учиться быть счастливыми на примере своих родителей.

Счастлива мама – счастливы дети.

Притча

В завершении моего письма, притча.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
«Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревце. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым».
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки…

Конечно, это не всё, что я хотела тебе рассказать, и будут, вероятно, новые письма.

Будут у тебя вопросы – , я обязательно поделюсь с тобой своим опытом и видением ситуации, а ты возьмешь из этой информации то, что тебе будет полезно, важно и нужно.

Люблю тебя,
гармонии тебе,
будь счастлива!

Твоя Елена Пересыпкина

Здравствуйте, друзья! В эфире Саша… Вопрос сегодня хочу поднять, который задают себе миллионы людей — как стать счастливым человеком: психология вам в помощь дорогие мои)

Вообще, это из серии тех вопросов, на которые нет однозначного ответа. Все стремятся попасть в этот чудесный мир счастья, но никто точно не знает что это за мир, где его искать и что вообще они ищут.

Что значить «стать счастливым человеком», а что и вовсе не является счастьем?

«А вы счастливы?». Слышали когда-нибудь этот вопрос? Или может сами себе его задавали — «а счастлив ли я?». А многие ли могут с уверенностью ответить на этот вопрос? Думаю нет.

Давайте, прежде чем говорить о том, как это, где искать и всё такое, поговорим о том, что ошибочно считают счастьем и слепо гонятся за «призраком».

Часто, поиски лучшего напоминают какую-то игру слепого котенка, который мечется туда-сюда в поисках своей рыбки, а находит — то тапочек, то собачью кость, что явно не радует голодного котика.

И вот он разочарованный снова начинает свой путь, метаясь из угла в угол. Но всё бесполезно, потому что он даже не знает как выглядит эта самая рыбка, он не знает что ищет и потому может потратить всю свою жизнь, но так ничего и не найти.

И еще что важно, не факт что эта рыбка и есть счастье. Может ему молочка нужно, но он этого не понимает.

Многие думают:

  • Вот куплю себе новый крутой смартфон
  • Уеду в другую страну
  • Устроюсь на новую работу
  • Поменяю жену (мужа)
  • Заработаю кучу денег… и буду счастлив!

Но всё это лишь временное удовлетворение желаний. Надоест одно, появится потребность в чем-то другом и снова слепые поиски.

Так что же такое счастье и где его искать?

Счастье — это не что-то внешнее. Это не покупки чего-либо и не смена места жительства или партнера. Оно внутри нас. Это гармония с самим собой, уверенность, умение радоваться и смотреть на мир позитивно.

Но мало просто понимать что оно живет в нас, типа «аа, я понял и теперь буду весь такой радостный!». Нет, если до сегодняшнего дня вы путали понятия счастье и временное удовлетворение, то вам предстоит большая работа!

Если вы не испытываете ни капли счастья там где находитесь сейчас, среди тех благ, которые имеете, везде и всюду видите только плохое, все свои неудачи сваливаете на других людей и обстоятельства, то не видать вам счастья нигде и никогда!

Звучит как приговор, правда? Но не всё так страшно, выход есть — тут главное самому себе признаться в том, что менять вам нужно в первую очередь себя, а не внешние атрибуты жизни.

Если вы не признаетесь себе в этом, то так и будете метаться всю жизнь в поисках какого-то призрачного счастья, пока не покроетесь грустными морщинами на вечно недовольном лице.

Всё выше сказанное вовсе не означает что счастливый человек не имеет желаний и потребностей в каких-то внешних благах. Он также хочет иметь крепкую семью, хорошую работу и прочие радости жизни.

Разница лишь в том, что он не зависит от своих желаний. Отсутствие чего-либо не делает его несчастным и озлобленным на весь мир. Он также стремиться к улучшению своей внешней жизни, но без фанатизма.

Он спокойно идет к своей цели, не разрушая себя изнутри. Он не впадает в панику если у него не такая стройная жена как у соседа или что у него всё ещё нет трех-этажного коттеджа и личного самолета.

Попробую дать вам несколько советов, которые и для меня лично являются некой шпаргалкой, с момента, как я «потерялась и заблудилась»… Мне помогает и я верю что вам тоже эти советы будут полезны.

1) Перестаньте жаловаться на жизнь

Есть такие люди, которые только и ждут момента как бы присесть кому-нибудь на ушко и выплакаться о своей несчастной судьбе. А вы уверены что это кому-то интересно?

Ну да-да, психологи говорят «выговоритесь, станет легче» и где-то это правда, выплакался и вроде как с души отлегло немного, но это черт побери не значит что нужно всех доставать своими проблемами! У людей своих хватает!

И вообще, я думаю так… одно дело один раз выговориться подружке (другу) или психологу и другое — каждый день бесить всех… и… если вы без конца долбите чьи-то мозги своими жизненными минусами, то значит вы вообще не способны с ними справляться.

А это не фига не гуд!! И если так, то с этим нужно что-то делать.

Попробуйте проанализировать в своей голове всё то, что вас так сильно беспокоит. Подумайте, так ли оно страшно и серьезно? Имеет ли та или иная ситуация решение? Можете ли вы повлиять на улучшение сего негативного момента?

Если вы понимаете что можете исправить ситуацию, то вперед! Исправляйте, меняйте, действуйте в конце концов, а не плачьте жалея себя!

Если понимаете что ни хрена не можете изменить, что от вас вообще ничего не зависит, то подумайте — а стоит ли тогда вообще переживать? Примите всё как есть и постарайтесь переключиться на другое. Чего каменный забор зубочисткой ковырять(?)

Чтобы понять всю сложность или простоту негатива, я бы посоветовала вам остаться с самим собой наедине. Отрубите нафиг всё — телефон, телевизор, интернет и даже любимую книжку отложите (если такая имеется).

Уберите всё и подумайте о том, что вас беспокоит. Обдумайте всё и примите для себя единственное правильное решение — «могу исправить или не могу», ну и дальше по тексту выше.

2) Отвечайте за себя и свою жизнь

Поймите наконец, что вы сами несете ответственность за свою жизнь! Никто не виноват в том, что вы пошли ни тем путем, которым хотели бы.

Не, ну ест конечно такие родители-тираны и и даже жены, которые пытаются навязать вам тот стиль жизни который они считают правильным. Но научитесь в конце концов противостоять!

Это ваша жизнь и только вы можете решать как вам её прожить! А говорить что кто-то вам её портит и всё такое — ну как минимум слова слабака. Вы что, не можете сказать «я так не хочу!»??

А знаете кто чаще всего учит «жить»? Как правило это те, кто сами не хрена не добились в жизни и теперь пытаются свои якобы осознанные ошибки донести до вас. Думают что вам это поможет.

Но им вообще не интересно чего хотите ВЫ! Они думают что знают что для вас лучше, а вы скорей всего верите этому. Не стоит. У вас своя жизнь и только вы знаете что вам нужно и чего вы хотите.

И ответственность за себя несете только вы сами!

Если вам что-то не нравится в вашей жизни — меняйте это! Перестаньте искать виноватых в своих неудачах. Никто за вас не решает как вам жить!!! Запомните это.

Скажите себе «я сам несу за себя ответственность, только я решаю какой будет моя жизнь» и прекратите оправдывать свои неудачи прикрываясь кем-то! ? Нет? Тогда хватит плакать!

3) Не жалейте о прошлом

Зачем мучить себя прошлым, жалеть о чем-то, о том, что было сделано, а что нет? От поедания самого себя вам легче не станет.

Примите прошлые ошибки как опыт, из которого нужно сделать выводы и не наступать более на те грабли.

От воспоминаний и сожалений бывает больно! Оно вам нужно? Отпустите прошлое и живите настоящим и будущем.

4) А есть ли у вас цель в жизни?

Большинство людей живут по принципу «как получится». Т.е. просто живут, не ставят себе никаких целей — проснулся, пошел на работу, вечером зашел в магазин, пришел, поужинал, лег спать.

Эдакий день сурка. Максимум к чему стремятся — это отпуск раз в год и пенсия на закате жизни. Но при этом многие испытывают безумное к более успешным людям, чья жизнь намного активней и интересней.

Завидуют, но не спешат менять что-то… Боятся отклониться от курса привычек и попробовать что-то новое. А именно это новое часто и спасает человека от скуки и чувства «я не счастливый».

5) Научитесь игнорировать не нужное вам мнение окружающих

Люди любят давать советы, критиковать и даже смеяться над целями и действиями других. Но стоит ли заострять на этом внимание и бросать что-то делать только потому, что кто-то считает это не «правильным»?

Перестаньте бояться того, что о вас подумают! Проживайте свою жизнь своей головой. Я не говорю что нужно целиком и полностью наплевать на общество, но…

6) Позитивное мышление и умение быть счастливым — это ежедневная работа над собой

Нельзя вот так в одночасье стать счастливым человеком, просто послушав какие-то советы. Только ежедневный труд над самим собой способен привести вас в этот мир счастья, о котором вы мечтаете.

Научиться иначе смотреть на вещи, видеть не только плохое в том что вас окружает — это ни так просто, когда негативное отношение ко всему стало некой привычкой.

Люди, находящиеся в одинаковых условиях, могут ощущать себя абсолютно по-разному.

И пусть у обоих будет стоять яхта на берегу собственного пляжа или же оба будут топить печку в глухой деревушке — восприятие окружающего мира в одинаковых условиях будет разным.

Проще сказать, один будет счастлив рубить дрова, а другой будет плакать над своей судьбой. Или же один будет радоваться глядя на свой пляж, радоваться тому, что смог добиться успеха, тогда как второму всё будет мало и он по-прежнему будет чувствовать себя несчастным.

7) Быть несчастным — намного проще, чем быть счастливым

Возвращаясь ко всему написанному выше, можно однозначно сказать, что счастливым человеком быть сложнее, чем несчастным. Хотя бы потому, что нужно много работать над собой.

Признать в себе недостатки и то, что в ваших несчастьях никто кроме вас самих не виноват — это бывает очень сложно.

Научиться смотреть на мир иначе, мыслить как-то по-другому — всё это не делается за один день. Кажется я уже повторяться начала.

Не пытайтесь изменить всё и сразу

Наверняка у вас сейчас в голове сотни вопросов «а с чего же начинать? как всё сразу поменять?» и тд. Не нужно пытаться изменить в своей жизни всё и сразу!

Пройдитесь по пунктам, можете даже некий план для себя составить и следовать ему.

А лучше всего будет начать с того, чтобы признать истинные причины несчастливой жизни и захотеть… очень захотеть изменить всё! Только желая чего-то по-настоящему, можно добиться желаемого!

Вот на этом я пожалуй и закончу сегодня свою статью. Всем спасибо за внимание!)

Надеюсь я ответила на вопрос как стать счастливым человеком и теперь вместе с вами буду продолжать следовать советам и становиться счастливей!)

Впереди еще много интересных тем, поэтому подписывайтесь на всё новое, обещаю хламом вашу почту не заваливать!)

До скорой встречи! Будьте счастливы! И берегите родных, близких и любимых… Это делает их счастливыми.

Всегда с вами, Саша Богданова

Кризис, депрессии, стрессы…. Еще один кофе, еще одно пирожное. Просто кофе и просто пирожное. Не помогает. А может, я просто потеряла это самое умение быть счастливой? Ведь было время намного хуже и труднее, но чашечка кофе в кафе с подругой было событием, а бизе поднимало настроение одним махом! Счастливая улыбка на пару дней обеспечена.

Счастливая пора – юность, скажете вы! А еще более счастливая пора детство… Мне 2 года, я стою у кресла, и дядя зовет меня к себе, чтобы я сделала свои первые шаги. Я серьезно думаю: может не стоит, ведь могу упасть! Потом делаю шаг, два и падаю в руки к 15-летнему дяде со счастливой улыбкой, хохотом и просто переполненная счастьем! А чтобы дедушка прокатил на тачке на даче! А мороженное в кафе! Это ведь истинное счастье! Несомненно, детство – счастливая пора! А юность: жевачка «Турбо» за 2 рубля у цыган – счастье. Поехать летом на водохранилище – счастье. И было ведь все сложнее: перестройка, товары по талонам, 2-х километровые очереди за хлебом, мытье из тазика с ковшиком, потому что нет горячей воды. Но сдала бутылки на пару рублей, чтобы купить маме подарок к Новому году, и счастлива. А сейчас что? Что нужно для того, чтобы лицо украсила счастливая улыбка? Вроде все есть, и проблем особых нет, но ничего уже так не радует. И кофе в кафе обычное дело, и просто бизе не удивишь: как минимум суши подавай! Наверное, все же я утратила драгоценное умение быть счастливой. И таких, как я, большинство…

Но неужели все дело в том, что счастливая пора прошла? Неужели после детства и юности мы теряем способность быть счастливыми? Почитав статьи в Интернете, мы жуем шоколадки, чтобы повысить уровень эндорфина — гормона счастья — в крови. Но если и помогает, то ненадолго. А может дело не в гормоне счастья? Дело в нас самих! Какой же секрет в счастливой улыбке ребенка? Или счастливой улыбке влюбленного человека? Ребенок видит маму, и это для него счастье! И его счастливая улыбка — это счастье для его мамы. Влюбленный видит предмет своего обожания, и каждое его слово, каждая вздох, каждый поворот головы, а уж тем более приятное слово в свой адрес, — это невероятное счастье! Вот и весь секрет!

И может, даже у нас нет рядом мамы или любимого человека, но всегда есть друзья! Ведь мы всегда в силах, сделать так, чтобы на их лицах были счастливые улыбки! Маленький сюрприз, приятный комплимент, маленькая (или большая) вечеринка, организованная нами, и на наших глазах уровень гормона счастья у них в крови повышается. Это ли не счастье для нас самих осознавать, что ты подарил кому-то хотя бы толику радости?

А еще поделюсь своим личным секретом, как обрести умение быть счастливым. Когда вам грустно, одиноко, досадно, обидно или просто скучно, посмотрите старый фильм о войне. Что-то типа «В бой идут одни старики» или «Белорусский вокзал». Или из относительно новых такой фильм, как «Восток-Запад», и по окончанию просмотра сравните эти истории со своей жизнью. И неожиданно вы поймете: «Я счастлив! Я жив, живы мои близкие! Я не живу в страхе! У меня есть руки и ноги… и глаза! Я могу видеть эти стены, это небо. Да, идет дождь уже третьи сутки, но я могу его видеть! Я – СЧАСТЛИВ!»

И я правда верю, что умение быть счастливым можно обрести. Пусть вас делают счастливыми солнечный день, счастливая улыбка встречного ребенка по дороге на работу, чашечка кофе с другом после работы, спящее урчащее счастье у вас на диване и еще тысяча других прекрасных мелочей жизни. Будьте счастливы и не теряйте умение быть счастливыми.

Так что же такое счастье и где его искать?

Счастье — это не что-то внешнее. Это не покупки чего-либо и не смена места жительства или партнера. Оно внутри нас. Это гармония с самим собой, уверенность, умение радоваться и смотреть на мир позитивно.

Но мало просто понимать что оно живет в нас, типа «аа, я понял и теперь буду весь такой радостный!». Нет, если до сегодняшнего дня вы путали понятия счастье и временное удовлетворение, то вам предстоит большая работа!

Если вы не испытываете ни капли счастья там где находитесь сейчас, среди тех благ, которые имеете, везде и всюду видите только плохое, все свои неудачи сваливаете на других людей и обстоятельства, то не видать вам счастья нигде и никогда!

Звучит как приговор, правда? Но не всё так страшно, выход есть — тут главное самому себе признаться в том, что менять вам нужно в первую очередь себя, а не внешние атрибуты жизни.

Если вы не признаетесь себе в этом, то так и будете метаться всю жизнь в поисках какого-то призрачного счастья, пока не покроетесь грустными морщинами на вечно недовольном лице.

Всё выше сказанное вовсе не означает что счастливый человек не имеет желаний и потребностей в каких-то внешних благах. Он также хочет иметь крепкую семью, хорошую работу и прочие радости жизни.

Разница лишь в том, что он не зависит от своих желаний. Отсутствие чего-либо не делает его несчастным и озлобленным на весь мир. Он также стремиться к улучшению своей внешней жизни, но без фанатизма.

Он спокойно идет к своей цели, не разрушая себя изнутри. Он не впадает в панику если у него не такая стройная жена как у соседа или что у него всё ещё нет трех-этажного коттеджа и личного самолета.

Итак…

Не пытайтесь изменить всё и сразу

Наверняка у вас сейчас в голове сотни вопросов «а с чего же начинать? как всё сразу поменять?» и тд. Не нужно пытаться изменить в своей жизни всё и сразу!

Пройдитесь по пунктам, можете даже некий план для себя составить и следовать ему.

А лучше всего будет начать с того, чтобы признать истинные причины несчастливой жизни и захотеть… очень захотеть изменить всё! Только желая чего-то по-настоящему, можно добиться желаемого!

Вот на этом я пожалуй и закончу сегодня свою статью. Всем спасибо за внимание!)

Надеюсь я ответила на вопрос как стать счастливым человеком и теперь вместе с вами буду продолжать следовать советам и становиться счастливей!)

Впереди еще много интересных тем, поэтому подписывайтесь на всё новое, обещаю хламом вашу почту не заваливать!)

И еще… Вам ведь не трудно поделиться этой статьей со своими друзьями в соц. сетях, правда? Вам не трудно, а меня и друзей можете сделать немного счастливей) Спасибо!

До скорой встречи! Будьте счастливы! И берегите родных, близких и любимых… Это делает их счастливыми.

Всегда с вами, Саша Богданова