Ребенок ведет себя неадекватно

Почему ребенок ведет себя неадекватно?

Пару дней назад мы с мужем и Лизой ездили в аквапарк. Там она вела себя гораздо хуже, чем обычно: не слушалась, бегала, истерила при требовании выйти из воды погреться.

В таких ситуациях можно увидеть только верхний слой — поведение ребенка. Видеть, что он не слушается, ведет себя не так, как следует. Тогда автоматически рождается реакция возмущения, неприятия, хочется накричать, поставить на место, заставить слушаться, «воспитать».

Но есть и второй вариант — обратить внимание на ПРИЧИНЫ поведения ребенка. У каждого действия есть причины. Это может быть обида (или другие эмоции), может быть непонимание ситуации, а может быть — банальная усталость.

У Лизы в подавляющем большинстве случаев «плохое поведение» связано с перевозбуждением. Это легко увидеть, если переключиться с внешнего на ее состояние: возбужденно говорит, постоянно бегает и прыгает, остро на все реагирует и т.п.

Иногда мамы мне жалуются: «Я не понимаю, почему он так себя ведет!» и при этом описывают типичную картину перевозбужденного состояния: носится сломя голову, ничего не слышит и не воспринимает, громко кричит и т.п. В большинстве случаев состояние и является причиной непослушания и неадекватного поведения. Поэтому первый вопрос, который нужно себе задать при выборе своего пути общения с малышом — в каком он состоянии?

Иногда понятно, чем вызвано перевозбужденное или усталое состояние. Например, поездка в аквапарк или в другое подобное место вызывают бурю эмоций. Это нормально, это понятно. Иногда перевозбужденное состояние вызвано незрелостью нервной системы, каким-то сложным периодом роста малыша. Некоторые видят связь между состоянием ребенка и едой, погодой и чем угодно еще.

Если вы видите, что малыш перевозбужден, необязательно пытаться установить четкие причины перевозбуждения (это может быть почти нереальной задачей). Главное — видеть этот факт, не сравнивать с другими детьми и принимать меры.

Есть дети, склонные к таким реакциям. Например, Лиза. В 3 года мы не могли с ней ходить на кружки, потому что там она была в сильном восторге, перевозбуждалась, а после кружка сильно истерила. Другие дети нормально ходили на занятия, а у Лизы все это сопровождалось истериками. В итоге мы решили никуда ее не водить. А в 4 года она уже начала посещать кружки совершенно спокойно.

Сейчас Лизе 5,5 лет, ее нервная система крепнет, в большинстве ситуаций она уже остается спокойной. Только очень яркие эмоциональные события выводят из колеи. Например, аквапарк. Пройдет еще пару лет — и ситуация наверняка изменится в лучшую сторону.

Что же делать, если ребенок устал и ведет себя неадекватно?

Конечно, можно начать давить на ребенка. Требовать послушания, угрожать, ругаться и т.п. Но так мы только усиливаем напряжение! Напряженному уставшему дитю, неспособному справиться со своим состоянием, добавляем еще больше напряжения. И даже если он все же испугается наших угроз и начнет слушаться, это напряжение все равно куда-то выльется — чуть позже.

Иногда мамы начинают сильно ругать или наказывать малышей в таком состоянии, в какой-то момент дети начинают плакать, и напряжение выходит через слезы. Когда малыш «проплакался» — он уже может быть спокойным и адекватным. Эффективный метод, но я его не использую. Вы сами хотели бы, чтобы муж так вел себя с вами, когда вы устали или сильно расстроены?

На мой взгляд, перевозбужденного ребенка надо максимально успокаивать. Обычно это возможно только при смене обстановки. И не водить туда, где для него слишком много эмоций.

Лучше всего замечать усталость детей в самом начале. Тогда у нас есть возможность сменить занятия, «затормозить», исправить ситуацию. Но если мы, например, в аквапарке, остается только предугадывать поведение малыша, жалеть и внимательнее за ним следить. Если я вижу, что ребенок не слушается, значит, я постоянно держу его за руку, не рассчитываю на послушание, в крайних случаях (когда есть реальная угроза безопасности) — идем через истерику домой.

И главное — я могу сама оставаться спокойной. Ребенок плачет из-за того, что заставили выйти из бассейна? Но я же вижу, что это из-за перевозбуждения, а не из-за глупости и «неблагодарности». Можно обнимать и рассказывать что-то успокаивающее, если получается. Или просто позволить поплакать. Но не разрешать оставаться в бассейне. Правила никто не отменял.

Вчера с Лешей была подобная история. У него организм проявляет себя по-другому. Он не бегает, не прыгает, он просто истерит на каждом шагу. Этот предмет лежит не там, другой — не там, а карточки не складываются ровно… С Лешей вместо того, чтобы пытаться удовлетворить все его безумные требования, нужно просто взять его на руки, обнимать и жалеть. Вчера после этого сын действительно успокоился и полдня спокойно играл сам.

Суть проста. Важно лишь переводить свое внимание на причины, на состояние ребенка. Что им движет? Почему малыш так себя ведет? Что он чувствует?

Впрочем, признаю, иногда имеет смысл работать только с поведением. Есть сложные дети. Есть дети с неврологией. Есть приемные дети. И если мы понимаем, что мы пока не в силах воздействовать на причины, если пока главная задача — обеспечить безопасность всех вокруг и сохранность дома… Тогда, вероятно, любые методы хороши. Не нужно зарекаться.

Желаю вам счастливого материнства!

Неадекватное поведение ребенка

Формирование психики ребенка начинается с раннего возраста. Отсутствие адекватных условий становления психической деятельности провоцирует возникновение отклонений и нарушений в центральной нервной системе. Проявляется это разнообразными формами неадекватного поведения.

Если ребенок без особой на то причины находится постоянно не в духе, в его настроении преобладают отрицательные эмоции и негативные по отношению к окружающим реакции, его поведение можно считать неадекватным.

Нормальность поведения и его отклонения в раннем детском возрасте — понятия достаточно шаткие. Учитывая незрелость мозга у ребенка, некоторые особенности в его реакциях могут считаться нормой, при условии, если они кратковременны и легко поддаются объяснению. Например, ребенок может заплакать, если сильно переутомится или когда его уводят с детской площадки.

Большинство родителей пытается порой игнорировать признаки неадекватного поведения ребенка. Не придают особого значения излишней капризности чада, появлению «товарища-невидимки», замалчивают его ночные кошмары или склонность к самоповреждениям. А ведь это уже изначально тревожный звоночек, который может указывать на отклонения.

Профилактика неадекватного поведения ребенка

Как не допустить проблем в поведении и как от них навсегда избавиться? Временами это бывает достаточно сложно, но иногда родители собственными усилиями могут помочь малышу и себе. В любом конкретном случае необходим индивидуальный подход и внимательное выяснение причин проблемы. Например, агрессия по отношению к окружающим детям может быть вызвана социальной неустроенностью семьи и постоянными конфликтами. В силах родителей наладить гармонию семейных отношений и этим помочь своему малышу. Излишняя капризность и плаксивость могут быть вызваны хронической усталостью и переутомлением. В этом случае, возможно, стоит изменить режим дня.

Не допустить неадекватности в поведении ребенка можно, создав для него благоприятные условия жизни и развития. Это и теплая семейная атмосфера, оптимальные условия общения с взрослыми и другими детьми, адаптация в коллективе, достаточная физическая активность и свежий воздух. В воспитании нужен индивидуальный подход: вялых, неактивных детей нужно стимулировать к активности, излишне подвижных – учить усидчивости и вниманию. Важно поощрение самостоятельности. Излишняя строгость может провоцировать замкнутость, недоверие или игнорирование всяческих запретов в будущем, поэтому разбрасываться словом «нельзя» не нужно. И вместе с тем не стоит культивировать вседозволенность и растить из ребенка эгоиста, что также может провоцировать отклонения в виде агрессии, упрямства или излишние капризы.

Неадекватное поведение ребенка

Добрый день. Помогите пожалуйста, я уже не знаю что и думать…Я напишу много,Но это просто необходимо для полной картины…Мне 28,мужу 30, нашему ребенку(мальчик) 5 лет, у нас полноценная семья,дружная,мы много проводим времени вместе. Все,что необходимо нашему ребенку, мы даем-и тепло и заботу и игрушки,и по баловаться можем и по смеяться,все как у нормальных семей.
Ребенок родился маленьким,хоть и доношенным, ставили гиперактивность и ЗВУР. Были массажи,лекарства,электрофорезы…Он хорошо и быстро всегда развивался.
Нам мальчик всегда был очень активным,неусидчивым,но при этом любознательным,с отличный памятью. В два года неплохо болтал,знал марки машин,флаги,цифры чуть позже,буквы и прочее прочее. На данный момент читает,проявляет сам к этому интерес,всегда интересуется чем-то новым,любит книги,сказки(добрые),пазлы,конструкторы,многое знает,красиво читает стихи и легко запоминает их.Какое-то время (пол-года, где-то начиная с 3 лет) посещали дефектолога, кот нам очень помогла во многих моментах.
Но в плане поведения-КАРАУЛ. Он и до садика (в садике ровно год с переменными отрывами на простуды) порой вел себя агрессивно,например(если что-то пошло не по его плану)-мог нагрубить бабушке(с которой потом все равно в итоге будет хорошо играть), прогнать ее,мог абсолютно постороннему человеку(как правило-женщанм) показать язык или кулак,если человек к нему обратился или просто улыбнулся. Мог неадекватно,грубо забрать свою игрушку у маленького(и не маленького) ребенка,не отдавая себе даже отчет в том,что,забирая таким образом игрушку,он просто случайно толкает этого ребенка( ну малыша например).
Мне казалось на какое-то время это утихло.
Потом Мы посетили невролога(в феврале этого года; мы сами пришли к врачу, нас никто не направлял). Она поставила нам дизартрию стерт.форму и астенно-невротический синдром,прописала кучу лекарст,из них мы пропили только МагнейБ6 и глицин(остальные надо было пить по осени-Элькар,пикамилон,Эдар). НО до осени мы успели сходить к другому неврологу,и по ее мнению-у нас нет такой серьезной дизартрии и вобще столько лекарств нам пить не стоит,не нужно просто;посоветовала прийти в сентябре и вот что сейчас она прописала:пройти массаж(прошли уже курс),электрофорез(пойдем на след неделе),ремень и по-чаще:)) и попить вновь магний б6 и глицин,пойти к психологу.
За лето в итоге мы полноценно ходили в сад почти 2мес. В сад идет с удовольствием. Но тут начался (или повторился или не исчезал…) УЖАС- ребенок принес домой кучу обзывайтельств(туалетных,как говорят дети),повторяет многое плохого за невоспитанными мальчишками,а за хорошимим(чему мы его учим)-не повторяет и вобще ему все равно такое ощущение Что мы ему объясняем(хоть вроде и внимательно слушает).
Он часто как-будто не слышит Что ему говорят,не концентрирует часто внимание,не может довести дело до конца,из-за чепухи может психануть или разреветься. Если с ним не играет ребенок-он может неожиданно психануть и ударить этого ребенка(не всегда конечно),объясняя это тем,что ребенок тот с Ним не играет. Может толкнуть постороннего ребенка,просто так,сказав при этом,что тот ребенок ему просто не понравился. Может легко постороннему человеку,обратившемуся к нашему ребенку, показать кулак или язык,вот просто так,сказать что-то грубое,невоспитанное и бестактное,может «ты-кать». Может разреветься,если что-то пошло не по его,объясняя это тем, что ДОЛЖНО было быть по-другому; не умеет проигрывают и вобще нормально играть-он ДОЛЖЕН выигрывать и точка(как он сам говорит),если иное-слезы или агрессия.
Говорит тут и там всякие глупости,которые ну просто не свойственны ребенку 5 лет(а точнее 5,5,), всякую чепуху порой(!) несет,как-будто малыш какой-то балуется,при этом он все равно может и спокойно играть,и общаться нормально и просить прощение и логично рассуждать,считать,читать,красиво и правильно рассуждать и прочее.
Как ведем мы: сначала я пыталась делать замечания(с мужем мы всегда за одно) много много замечаний,которые он иногда просто как-будто игнорирует или не слышит. Разговаривали(и разговариваем!)и по-хорошему и по-плохому, привели примеры, показывали на себе,что вот мама и папа так не делают поэтому у них много друзей,что вот мы умеем проигрывать и если нам кто-то не нравится(хотя с чего вдруг посторонний ребенок/человек должен не нравится..?) то мы его не бьем и не трогаем,а просто отходим в сторону; объясняем, говорим,просим себя контролировать,закрывать «сам себе ротик»,если не можешь остановиться в своих глупостях и прочее. Не помогало…
Затем,к сожалению,перешли к наказыванию: за отвратительное поведение,драки,плохие слова и не приличное поведение с посторонними людьми заводила домой и давала по попе и потом в угол, он мог стоять,плакать,просить прощение и все такое,но на след день-ну все по новой. При этом мы идем в садик и я все это ему НАПОМИНАЮ и еще раз объясняю что есть плохо и что есть хорошо,но как только я за ним прихожу вечером-все дети кричат,что мой ребенок обзывался, а потом где-нибудь в магазине он может также бестактно и неожиданно грубо ответить что-то женщине,которая показывает например своего щенка.
Создается впечатление,что именно после садика он такое поведение принес в бОльшей степени,хоть все это и раньше мы видели,но сейчас как-будто его просто «несет» от сказанных глупостей и неадекватности…При этом он прекрасно знает,что я потом все равно его наругаю-он потом так и говорит-ты меня мама сейчас ругать будешь(ну если Например дело было на массаже или в магазине)? Я часто плачу из-за этого,он может подойти и поинтересоваться почему я плачу,я говорю,что очень расстроена его поведением,прошу меня не обижать и не огорчать,мы разговариваем,он вроде жалеет меня,но потом все по новой…При этом именно дома-со мной и мужем-он так себя не ведет,вполне адекватный ребенок,хоть и очень активный(ну и балуется если порой только как-то по-детски уж очень), но на улице среди людей,в саду,среду друзей и близких-ужас…
В итоге мы ходили и к психологу,ничего такого я по правде не услышала: не обращайте внимание и все пройдет, ругайте только если причиняет вред другому,а так не реагировать, НО как не реагировать..? Я уже просто устала находиться в состоянии постоянного напряжения со своим ребенком,постоянно его ругать,я уже сама не чувствую порой ту грань,где стоит поругать,а где просто стоит промолчать в силу того,что это все таки еще ребенок…Мне не хочется ругать постоянно своего ребенка,но такое ощущение ,что только мой Грозный вид или грозное слово или шлепок по попе могут его остановить,но я же не могу его все время лупить и наказывать?! Мне хочется,чтоб он был дружелюбным мальчиком,коммуникабельным,добрым(ведь он и сам это видит,что к нам приходят друзья и мы все смеемся и хорошо общаемся),но эти качества у него только на время как-будто(хотя и у него есть друзья),а ведь впереди еще школа(через 2 года)-с такой неусидчивостью,невнимательностью,и таким поведением его оттуда просто выгонят…
Пожалуйста,если Вы можете мне чем-то помочь, любым советом,я буду Вам очень признательна!!!

Ребенок почти 7 лет — неадекватное поведение, врачи говорят все нормально

постараюсь ответить объективно
Нарушения внимания:
1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за невнимательности допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
в выполнении школьных заданий допускает ошибки из-за невнимательности, выполняет неаккуратно и на скорую руку
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
во время игр внимателен, следит за ходом игры и живо участвует в процессе, задания тоже делает сосредоточенно, но быстро, чтобы быстрее освободиться
3. Зачастую создается впечатление, что не слушает обращенную к нему речь.
когда он отвлечен или говорят что-то не интересное ему он не слышит или делает вид что не слышит
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, повседневных заданий или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестнымповедением, неспособностью понять задание).
в состоянии и выполняет, но если не хочет только после бурных сцен со слезами и залезанием подстол, например
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
когда он чем-то занят ему очень часто нужно внимание взрослого
6. Обычно избегает, не любит и с неохотой выполняет задания, требующие длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
избегает, но мне кажется потому что не хочет что-то делать, если заинтересовать то делает и довольно быстро
7. Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или какой-либо деятельности (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
нет это не свойственно, всегда знает где его вещи, если что-то потерял то помнит при каких обстоятельствах и как это произошло
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
очень легко
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
этого нет
Гиперактивность:
1. Часто беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
когда сидит то либо качает ногой, либо как-то еще двигаетс, долгое время в классе сидел один, так как отвлекал соседа по парте
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
не встает часто, но если ему эо в голову прийдет может встать и сесть на другую парту
3. Часто бегает, пытается куда-то залезть, в ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков и у взрослых это может проявляться чувством беспокойства)
непоседлив в целом, но когда нужно сидеть сидит хоть и с неохотой
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо в свободное время.
может играть тихо достаточно долго, но часто зовет взрослых чтобы полюбовались на результат его игр, рисунков и т.д.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, “как заведенный моторчиком”.
нет,
6. Часто бывает болтливым.
любит рассказывать и обижается когда не слушают, не может сразу сформулировать мысль поэтому предложения растягиваются, любит рассказывать посторонним долго и пространо про себя, семью и т.д.
Импульсивность:
7. Часто отвечает на вопросы немедленно, не выслушав их до конца.
да
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
во время игр, или когда очередь оговорена дожидаентся, но если по его мнению несправедливо очередность нарушили начинается истерика
9. Часто мешает перебивает других, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)
да, любит рассказать или показать как нужно

Сегодня многих родителей и учителей волнует проблема неадекватного поведения ребенка в школе. Поэтому важно знать, почему школьник начинает нарушать дисциплину, с чем бывает связано подобное поведение и как это исправить, если проблема уже существует.

Признаки неадекватного поведения ребенка

Несмотря на то что выражаться неадекватное поведение детей в школе может совершенно по-разному, выделяют некоторые общие признаки: школьник рвет тетради, бросается стульями, переворачивает столы, дерется, не слушает учителей, ходит по классу, выражается нецензурной лексикой. Следствие часто бывает однотипным: школьный психолог не может повлиять на поведение школьника, а сам ребенок на задаваемые ему вопросы молчит. Когда такие профилактические беседы не дают результатов, ребенка отправляют на обследование к психиатру, хотя в большинстве случаев без этого можно обойтись.

Если школьному психологу все же не удастся найти общий язык с ребенком, то можно порекомендовать школьнику нарисовать рисунок на произвольную тему. Есть большая вероятность, что рисунок также окажется диагностическим признаком отклонения и укажет на проблемные области его растущей личности.

Родителям рекомендуется поддерживать связь со школьным психологом, чтобы быть в курсе того, как изменяется динамика поведения сына или дочери, есть ли результаты в работе с ним. Часто у педагога-психолога имеется памятка для родителей о том, как лучше вести себя с таким ребенком. Кроме того, полезно будет провести беседу с учителями, которые могут подсказать, как правильно выстроить диалог с ребенком дома. Это поможет вам лучше анализировать складывающиеся ситуации.

Причины неадекватного поведения ребенка со стороны

Психологи по-разному пытаются объяснить нарушения поведения детей в школе. При ответах на волнующие вопросы родителей касательно поведения ребенка в школе одни психологи отмечают, что сказывается накопленная усталость за учебный год (особенно в конце), нехватка витаминов. Далее специалисты уточняют, в каком классе учится школьник, и если речь идет о первокласснике, то списывают плохое поведение ребенка в школе на стрессовый период, который сильнее затрагивает возбудимых детей с неустойчивой эмоциональной сферой и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Другие специалисты считают, что причина неадекватного поведения — характер ребенка, объясняют его асоциальное поведение демонстративностью и нехваткой внимания, которое школьник хочет получить от окружения. В этом случае родителям нужно вспомнить, не менялось ли что-то в поведении их сына или дочери за последние 3 месяца, не было ли сильных стрессовых факторов.
Некоторые психологи отмечают возможные наследственные проявления психической патологии и все же рекомендуют обратиться к психиатру или неврологу, чтобы пройти курс лечения в превентивных целях.

Отношения в семье

Чаще всего главным источником того, что у ребенка испортилось поведение в школе являются семейные отношения. Вспомните, что происходило у вас дома незадолго до того, как ребенок изменился. Посмотрите на ваши отношения в семье по-другому, проанализируйте, почему поведение ребенка может испортиться. В достаточном ли количестве он получает вашу любовь, заботу и ласку? Открыты ли вы сами с ребенком, искренни ли с ним? Удовлетворены ли его потребности в безопасности?

Если поменялось поведение в школе, значит, оно каким-то образом изменилось и дома. Обратить на это внимание не должно составить труда. С этого можно начать разговор с ребенком, поинтересоваться, что у него случилось, волнует его и зачем он так себя ведет. Именно зачем, а не почему. У любого действия, особенно неадекватного, есть своя цель, и ваша задача ее выяснить, желательно в мягкой форме. Ребенок своим поведением хочет вам что-то сообщить, но не может сделать этого словами, возможно, в силу страха, замкнутости, отсутствия привычки делиться своими трудностями в семье. А поддержка родителей ему на самом деле очень нужна.

Обратите внимание на то, что у ребенка может быть занижена самооценка, он замыкается в себе и впадает в уныние. Значит, учите его выражать свои эмоции приемлемым способом. Это означает, что при возникновении конфликтной ситуации нельзя оскорблять другого, а сказать ему спокойно о своих чувствах, например, «Неприятно, когда ты так делаешь», «Злюсь на тебя». Это будет конструктивно. Такой же тактике общения следовало бы научиться и родителям.

Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно давно

Бывает и такое, что ребенок проявляет асоциальные черты в поведении, так как у него не установлены границы дозволенного, и он не понимает причинно-следственной связи между поведением и его последствиями. Тогда, скорее всего, нарушение поведения отмечается у него давно и для вас не является открытием. В этом случае возможны такие варианты:

  • Изменить тактику отношений с ребенком, дать ему понять, что не все допустимо. Более внимательно изучить с ребенком правила поведения в школе. При этом подключить к воспитанию ребенка того, кто сможет научить его хорошему поведению, записать на занятия к педагогу-психологу.
  • Показать ребенка детскому психиатру и/или неврологу, чтобы врач его обследовал, дал свое заключение и при необходимости назначил курс лечения. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка могут свидетельствовать об органических поражениях головного мозга. Как правило, это происходит во время беременности или вследствие черепно-мозговых травм, а также сильных стрессов. Неадекватные действия могут говорить и о психической патологии с нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Невролог диагностирует нарушение работы нейронных связей центральной нервной системы на уровне анатомии, наблюдает за их проявлениями во время своего обследования, детский психиатр имеет дело с последствиями этих нарушений, которые заметны в поведении, общении, учебе.

Бояться обращения к психиатру не стоит. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей. Психиатр постарается помочь вам и вашему ребенку. Если все окажется в порядке, вы сможете исключить из причин неадекватного поведения школьника психические отклонения. Дальше все можно будет уладить с помощью улучшения доверительности ваших отношений с ребенком. Помимо всего вышесказанного, надо учить сына или дочку не реагировать на провокации одноклассников, учить их самоконтролю, самообладанию, спокойствию. Чтобы эта форма поведения у вашего чада закрепилась, необходимо за каждый хороший поступок его хвалить. Но и про выражение эмоций забывать нельзя, держать их в себе тоже неправильно.

Метки:Поведение, Школа