Не хочу быть классным руководителем

«На второй месяц мне было плевать, любят ли они меня. Лишь бы слушались и боялись»

Я плохой классный руководитель. Я об этом говорила всем, когда мне всучили тогда ещё 5 «Б». В первый мой год работы в школе. В день, когда я только-только научилась заполнять электронный журнал, было моё первое родительское собрание. Его подробности я совсем не помню.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Когда в августе я просила делиться опытом у своих коллег, они мне отвечали: не будь им подружкой, на шею сядут; покажи, какой ты можешь быть свирепой, а потом можно и дружить. А про себя я думала: как же так, я же классная мама, я должна любить своих детей.

Так и решила: буду просто любить их, а они полюбят меня, и на розовых облаках мы умчимся в страну взаимопонимания. Уже на второй месяц мне было плевать, любят ли они меня. Лишь бы слушались и боялись. Забросив свой обожаемый английский, я проводила классные часы об уважении друг к другу, завела в «ВКонтакте» группу класса. А остальные учителя говорили моим детям, что я их «распустила». И не сказать, что меня дети не любили, ещё как любили, и сейчас любят. Но как только они подходят ко мне, у меня-таки срывается с губ: ну что опять у вас там случилось?

А случалось многое. Сломаные руки и носы, курение и распитие, кражи и драки, в которых почему-то оказывалась виновата я. Родители и директора в унисон твердили, что я же классный руководитель и должна знать, почему учительница по русскому поставила моему ребёнку двойку, почему Кирилл бьёт Машу, какое домашнее задание по математике и почему семья Ивановых не пришла на «мама, папа, я спортивная семья». И баллы стимулирующие мы снимем за невыполнение должностных обязанностей, в то время как мы напишем жалобу куда надо, потому что вы Семёна посадили на вторую парту, а не на первую. Вам деньги за что вообще платят?

На третий год классного руководства я научилась уходить в нужный коридор, чтоб не сталкиваться с Кириллом, не брать трубки в 10 вечера и говорить «да, конечно, я обзвоню всех родителей, чтоб они пришли на выборы». И появилась привычка после «до свидания» сразу бросать трубку, чтоб разговор не затянулся на два часа.

На одном из семинаров увидела, как классный руководитель обсуждал с толпой аккуратно причёсанных детей поездку в Уфу, а потом они играли в какую-то совместную игру. Сразу же вспомнился поход в музей, где мои дети разбросали сахар в буфете и украли часть экспоната. Потом созвонилась с классным руководителем 7 «А», которая взахлёб рассказывала, как они пряники расписывали с родителями и спектакль поставили. На новогоднее чаепитие в моём 7 «Б» пришло десять человек, а родители моего класса отказались ехать на ферму хаски — дорого и кризис.

Может, мне уйти из школы? Плохо я воспитываю детей. А их родителей ещё хуже, на лыжные соревнования от 7 «Б» никто не пришёл.

А мама говорит: «вот ты учитель, ты и учи». И правда, английский — моя страсть. Составлять планы уроков, а потом исполнять их — это всё, что мне нужно. А из-за классного руководства порой не хочется идти в школу, потому что Кирилл опять курил в учительском туалете, а я куда смотрела.

Из всей мишуры осталось одно: я так и не разлюбила своих детей, видимо, установка перед началом хорошо засела.

Совместная деятельность психолога и классного руководителя

Мне нужно только одно,
чтобы совместная деятельность
доставляла ребенку удовольствие,
была бы его потребностью.
С.Соловейчик

Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и обучающимися. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.
Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:
• психологическое просвещение обучающихся класса и их родителей;
• психологическая диагностика;
• коррекционная работа с классом и с отдельными обучающимися.
Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном обучающемся. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение обучающегося к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного обучающегося и класса в целом.
Собранная школьным психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение обучающихся или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:
• тематических классных часов;
• индивидуальных или тематических консультаций;
• тренингов общения;
• родительских собраний;
Коррекционно-развивающую работу с обучающимися или в триаде психолог–родители– обучающиеся психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.
В каждом классе есть хотя бы один проблемный обучающийся. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.
Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.
Первое направление в работе — диагностика. Каждый год проводятся диагностика отношения обучающихся и родителей к учителям предметникам, классному руководителю, индивидуальное и групповое анкетирование обучающихся и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого обучающегося и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года.
Традиционно изучается готовность обучающихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а девятиклассников — к обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов обучающихся.
Диагностика проводится с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.
В диагностике учеников «группы риска», помимо классного руководителя, принимают участие медицинский работник. Только по четырем параметрам ученик может попасть в группу риска: по медицинскому, социальному, учебно-педагогическому, поведенческому.
Следующее направление деятельности школьного психолога – коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним обучающимся. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя – для решения проблем с обучающимся или классом в целом, для сплочения класса.
Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся 1, 5 и 10-х классов (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива обучающихся), психологическая поддержка учеников 9-х и 11-х классов во время подготовки к экзаменам. Проходят групповые занятия с обучающимися по формированию толерантности в общении с людьми. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей, к их недостаткам.
Еще одно направление работы психолога – просвещение. Какую-то информацию школьный психолог сообщает обучающимся и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классных.
Очень полезны для обучащихся выпускных классов занятия по теме «Как подготовиться к экзаменам и не навредить своему здоровью». Они информируют обучающихся о том, что следует есть в период подготовки к экзаменам, как лучше запоминать изучаемый материал.
Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.
Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития обучающихся, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на обучающегося и на класс в целом.
Самое главное — взаимопонимание с классным руководителем, умение решать проблемы мирным путем. Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в школе, и получить удовлетворение от своей работы.