Почему человек поет

Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты

— Конечно, говорить про музыку — все равно, что танцевать про архитектуру. Тем более, если делать это с помощью «птичьего языка» психологии. Так что заранее подчеркну — все нижесказанное весьма условно, приближенно и, конечно, не отражает полной картины такого явления, как музыка. Особенно, если учесть, что музыка — это вообще нечто очень сложное, многогранное, а главное довербальное (доязыковое) в принципе — любые слова, тем более, психологические термины в отношении музыки будут всегда топорны и приблизительны. Однако передать пусть и приблизительно свою мысль в данном случае возможно только так, поэтому сразу скажу, что музыка — это некая сублимация энергии либидо (любовной, сексуальной, «созидающей» энергии, которая есть в каждом из нас — NS). Любая музыка оказывает то или иное влияние на головной мозг — тембром, перепадами звука и т.д. В любой музыке заложена программа, которую человек «считывает» на уровне подсознания. Музыка, независимо от жанра, так или иначе влияет на бессознательное человека. Рок, как и классическая музыка — два наиболее ярких жанра, они в большей степени, чем другие направления, способны задевать за живое, вызывать наиболее сильные эмоции. Чем, кстати, поклонники рока очень похожи с любителями классической музыки. Возможно, с этим связано то, что сейчас у рок-музыкантов модно петь с симфоническими оркестрами.

И в классике, и в роке затрагиваются глубинные струны души. Классика более гармонична для восприятия. В роке грубые вибрации — все эмоции и чувства напряжены до крайнего предела и переживаются, что ни на есть, на полную катушку. Музыка, не сопровождаемая текстом, «довербальна» (из того «архаичного» периода, когда все мы, будучи младенцами, еще не умели говорить — NS), не все люди готовы касаться этих слоев. Классика не всегда может пробиться сквозь психологические защиты, так как довербальный уровень «охраняется» очень жестко. Когда мы рождались, были младенцами, то переживали массу эмоций, возможно, трагедий, к которым не хочется прикасаться. Чем легче ребенок пришел в жизнь (рождение) и счастливее отношения между матерью и младенцем, тем легче воспринимать довербальный уровень ощущения — музыку и танец. Рок-музыка снимает психологические защиты за счет жестких звуковых перепадов. И дальше происходит выплеск бессознательного — черного или белого, разрушительного, агрессивного или сексуального. Вопрос только в том, как этим всем управлять. Тем не менее, чем довербальнее, «древнее» слои, которые затрагивает музыка, тем больше в ней общечеловеческого, тем дольше живет музыкальное произведение.

Рок нравится многим людям потому, что с его помощью можно почувствовать и пережить нечто глубинное, живое. Переживая чувства с максимальным накалом, есть возможность залечить травмы детства. Страсти в рок-музыке накалены: если любовь, то любовь высокая, если ненависть, то — дьявольская. Благодаря резким звуковым перепадам, некой звуковой «раскачке» и даже банальной громкости (недаром рок «принято» слушать громко) — человек чувствует и раскачку эмоциональную, происходит своеобразный экстаз. Конечно, в наибольшей степени это достигается именно на концерте, где обмен энергетикой между исполнителем и слушателями происходит вживую. Если спросить у зрителей, которые выходят из оперы — они скажут то же самое, что и те, кто только что побывал на рок-концерте. Но за счет более резких звуковых перепадов влияние рок-музыки на наше бессознательное гораздо сильнее, чем влияние классической. Тем не менее, хотя классическая музыка гармоничнее, перепады более плавные, она тоже может быть очень тяжелой, эмоционально нагруженной. Известно, например, что Гитлер любил Вагнера и Бетховена. Вагнер — очень непростой композитор, его музыка достаточно сложна для восприятия, поэтому судя по тому, что человек слушает — можно что-то сказать и о том, что происходит у него в душе.

Рихард Вагнер / ©Wikimedia Commons

— Помимо резкого перепада децибелов в рок-музыке, часто в отличие от классической здесь еще есть и текст. Каково влияние на слушателей слов в роке?

— Да, на музыку накладываются тексты, и тексты эти могут затрагивать совершенно разные темы. Хотя «роковые» тексты имеют и свои особенности. Так, в этом направлении музыки очень часто затрагивается тема смерти.

Музыка в принципе лучше воспринимается в сочетании с танцем или с текстом. Примечательно, что рок-музыканты исполняют либо свои произведения, либо очень близкие к их внутреннему состоянию. В рок-текстах прослеживается то, что авторы исследуют свое бессознательное, затрагивают глубокие вещи в своей душе, поют о них. Эти стихи не нуждаются в анализе, потому что скрытый смысл в них виден как на ладони.

Они высвечивают свой внутренний мир, оголяя душу. Если музыкант сам не способен удерживать в себе поток страстей: созидательных или разрушительных, либо не знает выхода из этого состояния, своей музыкой он способен загнать слушателей в еще большую дезориентацию. Мы часто видим, что рок-музыканты буквально скользят по лезвию ножа собственных чувств и не всем удается пройти этот путь успешно и до конца.

Участник российской рок-группы «Би-2» Лёва Би-2 / ©Bestin

— Чем отличается русский рок?

— На мой взгляд, русский рок отличается более глубокими текстами, как, возможно, и вообще русская душа, которая склонна к переживаниям и чувственности. Хотя говорить об этих различиях очень сложно. А еще русский рок формировался в 1970-1980-е годы — на волне социального протеста. Рок-музыка — это так или иначе музыка протеста и свободы. Какая-то доля протеста изначально заложена в самом рок-направлении, и это прослеживается и в музыке, и в текстах. Протест необязательно должен быть против социальной системы, но он однозначно направлен против ограничений личной свободы.

Конечно, рок-группы бывают разные. Есть очень «агрессивные» группы, музыка которых поднимает чересчур много агрессивных чувств, от которых в натуральном смысле пробивают конвульсии, и которые могут привести человека к каким-то разрушительным действиям (множество случаев, когда после рок-концертов зрители начинают, например, громить витрины), в том числе и саморазрушительным (употребление наркотиков, чересчур большого количества алкоголя и пр.). Накал эмоций в данном случае может быть настолько сильным, что мозг на какое-то время, действительно, может разбалансироваться. Некоторые же исполнители, наоборот, могут положительно влиять на человека, когда после концерта слушатели чувствуют радость, прилив сил от пережитых эмоций. Однако нужно сказать, что здесь многое зависит и от лидера группы. Дело в том, что во время рок-концерта между зрителями и исполнителем идет очень сильное эмоциональное взаимодействие, своеобразный «обмен» — концерт по-настоящему живой. Таким образом, публика и исполнитель в этот момент становятся как бы единым целым, и лидер рок-группы способен влиять на поклонников. Поэтому многие музыканты могут как «разжечь» агрессию людей, так и, напротив, успокоить их. Настроение лидера рок-группы всегда чувствует публика — и, более того, это настроение ей передается. Поэтому, условно говоря, если рок-исполнитель вдруг испытывает какие-то агрессивные, разрушающие чувства и не может справиться с ними — ждите нарушений беспорядка от публики после концерта.

Концерт группы «Ленинград» / ©»Компания Афиша»

— Что вообще можно сказать о фанатах рок-групп?

— Фанаты рок-исполнителей, как и все остальные фанаты, всегда ищут того, чего им не хватает. Например, если человек склонен к депрессии — он ищет такую же депрессивную музыку, которая даст ему возможность выплеснуть свои эмоции. Это, кстати, позволяет снять ответственность, например, и за свои агрессивные действия (если все идут громить витрины, и ты идешь вместе со всеми, то это совсем не то же самое, если ты идешь это делать один). Если по каким-то причинам у человека в жизни затруднено выражение любви, он ищет себе похожего исполнителя. Через общность с другими фанатами достигается чувство экстаза и наполненности. Одна и та же музыка, кстати, может разрушить одного и дать толчок для духовного развития другому, поэтому восприятие музыки, разумеется, индивидуально.

Крайние формы фанатизма, когда человек начинает повсюду следовать за своим кумиром, или кончает жизнь самоубийством, когда умирает его кумир (такие случаи широко известны), конечно, разрушительны. Это форма зависимости.

— Полезен или вреден рок в таком случае?

— Очень сложно сказать наверняка, как, впрочем, о многих других вещах в нашей жизни. Возможно, чересчур агрессивный рок вреден. Однако едва ли что-то может дать запрет подобной музыки. Если у человека есть какие-либо тенденции — так или иначе он найдет для них выход — случится ли это в связи с прослушиванием музыки или с чем-то еще. Та или иная рок-группа — всего лишь лакмусовая бумажка, посредством которой эти тенденции проявляются.

Подростки, например, очень часто западают на исполнителей, чьи тексты и музыка наполнены суицидальными темами, потому что сам подростковый возраст — это, своего рода, символическая смерть: смерь ребенка, прощание с детством, связанные с этим многочисленные изменения и переход во взрослую жизнь. Сами подростки, как известно, любят тему смерти и протеста. Это может проявляться в приверженности к различным субкультурам, таким как эмо, и в прослушивании рок-музыки. В той или иной степени это характерно чуть ли не для всех подростков, но по мере взросления они, как правило, начинают от этого отходить или, по крайней мере, слушать другую музыку.

— Несмотря на довольно скупую рекламу, рок-концерты очень популярны. Почему?

— В рок-концертах людей влечет чувственность, эмоциональный обмен. Такой обмен присутствует, как правило, на многих живых концертах музыки различных жанров, но на рок-концерте зритель может не только слушать, но и выразить себя, спеть вместе со своим кумиром, двигаться. Человек в принципе устроен так, что ему необходимо что-то чувствовать, ощущать. Недаром именно в тот момент, когда нас посещают очень сильные чувства (например, любовь) мы испытываем самое большое счастье. Хотя чувства могут быть и очень неприятные, но иногда люди внутренне готовы испытать их, лишь бы вообще что-нибудь испытать — это, порой, лучше, чем не чувствовать совсем.

В социуме выражение полной гаммы эмоций невозможно. Даже если речь идет о радостных чувствах, когда они чересчур интенсивны, а что уж говорить про негативные. Не только в обществе, но и у отдельных людей существует запрет на выражение негативных эмоций. Всем нравится позитив, и даже если ты уже немного загрустил — окружающие начинают стыдить тебя. О выражении такого чувства как злость и говорить не приходится. С детства многих учат тому, что испытывать подобное очень плохо. Всем хочется видеть в других спокойствие, а на самом-то деле в душевном мире каждого человека творится совершенно иное — то, что по большей части не замечают ни родные, ни близкие, ни друзья. Мало кто понимает, что вся гамма человеческих эмоций совершенно нормальна. Ненормальным бывает порой лишь «неправильное», асоциальное выражение чувств.

Рок же позволяет вылить все эти неприемлемые в обществе эмоции сравнительно безопасным (хотя и не всегда) путем, да еще и получить на них ответ — взаимодействие с музыкантами и с теми людьми, которые приходят на концерт. Рок-концерт — это, своего рода, способ понять, что ты не одинок — будь то возвышенная любовь, агрессия, депрессивные чувства, желание собственной смерти, периоды взлета и падения, которые характерны абсолютно для каждого человека. Стоит ли говорить, что все, о чем мы рассказываем, происходит бессознательно.

Диана Арбенина / ©Светлана Боброва

— Почему, на ваш взгляд, существует довольно тесная ассоциативная связь между употреблением наркотиков и рок-музыкой? Иными словами, почему рок-исполнители, вероятно, чаще, чем исполнители других музыкальных направлений употребляют наркотики?

— Ответ на этот вопрос могут дать лишь сами музыканты — мы можем только предполагать. Возможно, употребление психотропных веществ как раз и связано с тем, что выдерживать на сцене погружение в океан своего бессознательного не просто. Судя по тому, что говорят сами музыканты, контакт со зрителем может быть очень опустошающим, а может быть, наоборот, наполняющим — все зависит от того, какая публика подбирается в зале. Чтобы выдерживать такую мощь — человек должен быть очень сильным, зрелым, и размах его личности должен быть очень широк. А большинство рок-музыкантов становятся популярными часто в очень молодом возрасте. Кроме того, наркотики многими воспринимаются как некое средство погружения в глубины своей души с легкой подачи некоторых авторов, например, Кастанеды. Это очень опасное занятие, которое вместо желаемого результата приводит к разрушению, так как даже самый легкий наркотик уничтожает творческую составляющую энергии либидо — той части в нас, которая дарит нам радость и созидание.

Почему напевающие себе под «нос» люди более счастливы и здоровы?

Или не обязательно быть профессиональным певцом для того, чтобы петь

Уметь петь красиво это здорово, это искусство которому нужно учиться,— скажете Вы. И с этим нельзя не согласиться. А вот уметь петь для собственного удовольствия, нравясь себе это вообще прекрасно! Поскольку именно так петь правильно, так заложено в нас природой. И, увы, в нашей суетливой городской жизни этому тоже уже приходится учиться. Но обо всё по порядку.

Задумывались ли вы над тем, что помимо творческого самовыражения, пение даёт очень много плюсов для физического и душевного здоровья?

А чувствовали ли Вы, когда мурчали любимую песню себе под «нос», что настроение улучшалось? Причём, даже после грустной песни и не в самые радостные мгновения жизни, после пения становится как-то спокойнее на душе. А что уже говорить про радостное настроение, в котором так и хочется петь и исключительно радостные песни. Как в песне «Нам песня строить и жить помогает! И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт». Какие верные слова!

Ведь не зря поют и на похоронах и на свадьбах и днях рождения, причём не редко одни и те же песни! Уточню, имеется в виду не музыка, которая звучит, принятая культурой, а именно когда поют люди. Пение — это универсальный язык общения, универсальный способ выразить свои чувства, эмоции. В трудную минуту песня помогает прожить это состояние, не «зависнуть» в нём. Поскольку путём пения человек как бы пропевает всё накопившееся и отпускает эти чувства. В радостном же настроении пение опять же помогает прожить эту переполняющую человека и льющую через край радость. Ведь природа стремится к равновесию.

Но помимо эмоционального настроения, у пения, что называется «просто так, для себя», есть ещё и физические положительные аспекты. Например, проводилось исследование, в котором выяснилось, что регулярно поющие люди реже болеют простудными заболеваниями. Что, в принципе, не удивительно, ведь пение — это прекрасная гимнастика для мышц лица и гортани в первую очередь, а вирусы попадают к нам именно через эту область. А для женщин это ещё и прекрасный косметический эффект по уходу за кожей шеи и лица, натуральный, причём бесплатный.

Если же взять здоровье в целом, то при пении, когда вы поёте своим природным голосом, то вы «дышите животом». Глубоко вдыхая воздух и достаточно медленно выдыхая, чтобы хватило на певческую фразу (такое дыхание, кстати, на Востоке считают дыханием долголетия). Так вот, вдыхая животом, вы мягко самостоятельно массируете внутренние органы тела. И если это делать опять же регулярно, то проблемы с ЖКТ проходят (конечно, при условии более-менее правильного питания). Причём дыша правильно, как заложено в нас природой глубоко всем телом, кислорода в наш организм поступает намного больше, чем при поверхностном дыхании, что не маловажно в нашей городской экологии. И ещё один плюс глубокого дыхания заключается в том, что человек, который так дышит, становится намного спокойнее, уравновешеннее.

Вам уже захотелось промурлыкать прямо сейчас любимую мелодию? Если до сих пор по каким-то причинам нет, то вот Вам ещё один аргумент в пользу пения! (А тем, кому захотелось, мурлычьте скорее на здоровье!) Учёные приравнивают пение к лёгкой физической нагрузке. И опять же, зная законы физики и элементарные основы физиологии это очень легко объяснимо. Ведь большая часть звуков остаётся в теле, если быть более точным, то около 70–80 процентов. И эти звуки резонируют именно внутри, массируя все внутренние мышцы, а что им ещё остаётся делать? Думаю, если вы всё ещё не поёте (причём в данном случае не важно как, важен сам процесс), то уже обдумываете, где бы могли этим заняться.

Успехов вам в напевании себе под «нос»!!!

>Почему люди поют: Природа пения

Ближайшие тренинги: 3-4
августа 23-24
ноября

Почему люди поют: Природа пения

Валентина Георгиевская Поделиться:

От рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, все равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос еще до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.

Между словом и воем.

Иногда мы поем, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поем на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.

Что же это за странное свойство, что за потребность человеческой природы, которая вроде бы никак не обусловливается ни жизненной необходимостью, ни с общественными требованиями. Любовные игры можно связать с необходимостью продолжения рода, склонность человека ко всяческим соревнованиям и состязаниям объясняется, например, первобытным охотничьим инстинктом, но пение абсолютно бессмысленно и бесполезно с точки зрения практической пользы. Вы мне возразите: а как же наслаждение искусством? Да, множество людей наслаждается великими творениями гениальных живописцев, но, тем не менее, наши опыты как рисовальщиков чаще всего заканчиваются с переходом в старшие классы школы, когда завершаются уроки рисования. А вот петь мы не перестаем, даже если последний урок пения был пятьдесят лет назад.

Самое смешное, что, несмотря на эти противоречия, пение, по-видимому, настолько естественное для человека состояние, что мало кто из нас всерьез задавался вопросом, а зачем оно надо?

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

Шушарджан С. В.

Музыкотерапия и резервы человеческого организма.

Одно из основных свойств пения — то, что это невербальное, сверхсловесное выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие — и оказывается, что адекватно выразить сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, просто стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение — это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.

«Поверил я алгеброй гармонию».

Конечно, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Под словами ритм и гармония мы понимаем структурную организацию пространства, не обязательно звукового. Гармоничным мы можем назвать приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают… По одним и тем же законам гармонии построена вся вселенная, одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, прекрасного, прочного здания и законов, по которым движутся планеты. Недаром древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в тривиум «Астрономия, Музыка, Геометрия».

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

В древности люди понимали, что как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, как нарушение законов геометрии превратит здание в руины, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал «неправильную» музыку, казнили. В нашем цивилизованном мире композиторов казнить не принято, а зря. Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто зависим не меньше, чем курильщики от никотина. Человеческая потребность в гармонии, как и все в нашем мире, стала объектом манипуляции. Повторяя «назойливую мелодию дня», человек сам себя погружает в транс и становится частичкой массы, потребляющей музыкальную жвачку вместе с чипсами и Кока-колой. Человек поющий непременно включается в мощный энергетический поток, инстинктивно ощущая, как при этом возрастает его собственная духовная сила и значимость. Но это может быть как поток вселенской гармонии, так и звуковой мусоропровод.

При помощи ритма человек тоже подключается к потоку, но уже ритмическому. Ритм воздействует на психику, возможно, еще сильней, чем гармония.

«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» — способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом». Петрушин В.И.

Музыкальная психотерапия. — М., 1999. — С. 10.

Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи — все это открывает для видящего музыку природы. <…> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

Ритм — это структурирование времени, деление временного континуума на разные промежутки. Каждому явлению, каждому народу, каждому человеку присущ его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Обратите внимание, какую музыку, с каким ритмом заводят опытные менеджеры в своих магазинах, стимулируя «заводное» настроение, с которым легко делаются покупки. Социопсихологи знают, что при помощи определенных ритмов можно менять состояния и настроения толпы. При помощи музыкального ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм (этим всегда пользовались шаманы и знахари), можно продлить или сократить само время жизни.

Ритм может быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя.

Можно сказать, что ритм и гармония, это то, что дано человеку свыше, то, что отличает его от животного и делает существом духовным.

По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

В унисон с космосом.

Но есть в пении нечто, что не просто приближает нас к природе, но делает нас ее частью, открывает возможность пользоваться ее ресурсами. Это резонанс — частотное совпадение голоса со звуками мира как слышимыми, так и не слышимыми. Если человеку удается своим голосом, телом совпасть с вибрацией физического пространства, где он находится, или найти такое частотное совпадение с голосом другого человека, возникает эффект усиления, многократного умножения силы звука, его обертонального богатства и мощности воздействия. Причем, в случае совершенного резонанса, это воздействие обоюдное: человек получает от мира природную мощь, и сам воздействует на природу, управляя стихиями при помощи голосовых модуляций. На этом эффекте основаны обряды восточных славян выкликания весны или вызывания дождя. А индусы считают, что если у человека от природы сильный голос, значит, при зачатии его родители находились в гармонии с космическими силами. Это поверье тесно соприкасается с убеждением, что правильное пение исправляет жизнь: у многих народностей Индии пение до сих пор является духовной практикой.

Существуют психотехники, используя которые, человек при помощи голоса настраивает свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации, может поднять свой жизненный тонус, поправить общее состояние здоровья.

Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие — в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. По мнению А. Томатиса, ухо — один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание — лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.

Мир, сотворенный песней.

Понимание пения как проявления Божественного в человеке есть почти у всех народов, и духовные песнопения являются частью практически каждого религиозного культа. В христианской традиции ангелы «неумолчно воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песнь — «иже Херувимы» (мы Херувимы). В одной из христианских сказок Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») Великий Лев Аслан песней творит мир.

И вот этот великий дар — пение — каждый человек получает от Бога при рождении. Это такое же свойство человеческой природы, как способность ходить, говорить, смеяться. Нет таких, кто был бы изначально лишен этого удивительного и совершенного инструмента. И не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Напомните ей лучше, как она говорила вам: «Что ж ты так орешь» или «Когда ты, наконец, замолчишь!» Доказательством тому, что пение — это природное свойство человека, может служить то, что в странах традиционной культуры, в той же Индии или Африке, да и в нашей родной Российской деревне просто нет людей, которые не умели бы петь, «не имели» слуха и голоса. Все прекрасно поют с детства, причем не посещая никаких музыкальных школ. Чем же мы, цивилизованные горожане, так «не задались», что без специального образования не можем связать трех нот? Причин здесь несколько.

Во-первых, звуковое пространство города настолько далеко от природного, что в самом деле деструктивно действует на аудиальные способности человека. Слух городского ребенка формируется иначе, чем слух деревенских детишек, для которых привычным звуковым пространством являются голоса птиц и животных, шум леса и реки. Кроме того, ребенок, который вырос среди поющих людей, учится у них петь неявно, не задумываясь о том, что он учится, перенимая традиционные певческие приемы.

Во-вторых, условности современного цивилизованного общества таковы, что считается неприличным непосредственное выражение своих эмоций. Требуя соблюдения общественного порядка, родители, да и посторонние, шикают даже на маленьких детей, чей звонкий голос выбивается из общего звукового фона. Человек с детства боится «звучать» — не то, что петь, он и говорить начинает в полголоса. Попробуй, позвучи в современной малогабаритке с тонкими стенками или в общественном транспорте — такое «индивидуальное проявление» соседями будет воспринято как личное оскорбление.

А после того как ребенку чуть ли не с младенчества запрещали самовыражаться при помощи голоса, ему начинают «преподавать» пение в школе. Голос, который является отражением и продолжением личности человека, начинают «обрабатывать», унифицировать, так и не дав ему позвучать. В результате возникает некий перекос: и физиологический, и психологический. Нечто подобное происходит, например, с «переученными левшами», которых, вопреки их природе, с детства заставляли держать ложку и писать правой рукой, в силу чего они не могли использовать на 100% возможности своего тела и разума.

Но то, что вы никогда полноценно не использовали свой голос — этот уникальный инструмент, данный вам от рождения, — не значит, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из чулана», почистить, настроить и учиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: сначала голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить мускулатуру наполовину атрофировавшегося органа, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.

Зачем человеку владеть своим голосом? «Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.

Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38 % обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7 % определяется семантикой слов, которые произносятся.

Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто еще умеет управлять своим голосом, владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.