Почему не получается рисовать

1. Рисование — это простой узкопрофильный навык

«Я не могу рисовать» — очень коварная формулировка. Обычно люди, которые так говорят, на самом деле имеют в виду: «Я не могу рисовать вещи, которые выглядят реалистично». Но вместо того, чтобы понять, что делает рисунки реалистичными, они сдаются в самом начале, потому что, ну..умеете вы рисовать или не умеете — нет другого выхода.

Откуда такая уверенность? Когда вы были ребёнком, вы много рисовали. И вы умели это делать — в этом никогда не было сомнений. По крайней мере до того как заметили, что некоторых детей хвалят чаще, чем вас. Вы поняли, что ценнее те рисунки, которые больше схожи с реальностью. Ваши не были похожи, как вы ни старались, поэтому со временем вы пришли к выводу, что не умеете рисовать.

Это как если бы ценность рисунка была скрыта в вашем определении этого навыка — так же, как когда вы говорите «Я не умею готовить», вы имеете в виду «Я не умею хорошо готовить», что не то же самое, что «Я не умею плавать» или «Я не умею играть в шахматы».

Как и в каждом навыке, в рисовании есть спектр мастерства. Прежде всего, есть граница между 0 («я не умею») и 1 («я немного умею»). Затем идут другие уровни, каждый из которых достичь труднее, чем предыдущий. 10 — это совершенство, и его достичь невозможно, как и скорость света. Вы можете преследовать эту цель, но чем дальше, тем медленнее прогресс.

Удивительно, но многие люди воспринимают рисование как навык с двумя уровнями: 0 («я не умею») и 10 («я умею в совершенстве»). Если вам нравятся чьи-то рисунки — этот человек умеет рисовать, а если не нравятся — не умеет. Проще простого! И простодушная вера в это способна разрушить ваши мечты о рисовании. Как реально можно перепрыгнуть эту огромную пропасть между 0 и 10 уровнями?

Как и в случае с готовкой, правда в том, что в рисовании существует множество уровней мастерства. Уровень 0 — для тех, кто не может держать карандаш и рисовать штрихи. А вы можете? Вот, вы уже на 1 уровне! Помните, что этот список создан исключительно мной и не основан на каких-либо научных исследованиях. Для вас это может выглядеть по-другому, в зависимости от того, чего вы хотите достичь и что подразумеваете под «умением рисовать».

  1. Вы можете держать карандаш и рисовать штрихи.
  2. Вы можете рисовать простые геометрические формы, но не контролируете процесс — они получаются или нет. Вы также умеете соединять линии из другого рисунка.
  3. Вы умеете целенаправленно рисовать простые геометрические формы.
  4. Вы умеете приблизительно копировать то, что видите — делать наброски и штриховку.
  5. Вы собираете в голове визуальные образцы и можете рисовать что-то, не глядя на это постоянно.
  6. Вы анализируете реальный мир, поэтому можете создавать что-то новое из кусков реальности (например, человека в позе, которую вы никогда не видели).
  7. Вы используете не только контуры, но и целый ряд техник; вы умеете реалистично штриховать и создавать иллюзию глубины и текстуры без образца.
  8. Вы можете рисовать объекты, которые не выглядят реалистично, но все воспринимают их как настоящие.
  9. Ваши рисунки из воображения не отличить от фото и/или их стиль лучше, чем реальность. Вы создаёте новые миры и измерения собственным разумом и карандашом, и делаете это невероятно быстро.
  10. Вы умеете рисовать всё, и делаете нереалистичные объекты даже более реальными, чем настоящие. Больше нечему учиться.

Как я писала ранее, расстояние между уровнями растёт в геометрической прогрессии, и это означает, что с каждым уровнем всё сложнее продвигаться вперёд. Это также означает, что самое начало легче освоить, чем следующие уровни. Существует больше начинающих (1-2) и продвинутых новичков (3-4), чем профессионалов (5-7). Очевидно, что гуру рисования (8-9) очень немного, а совершенных художников (10) нет вообще, хотя «гуру» могут безнадёжно преследовать этот уровень до конца жизни.

А: время; В: уровни мастерства

Почему мы разбиваем все эти уровни на пары? Потому что легче отличить рисунок, который вам нравится, от рисунка, который не нравится. Когда вы новичок, это всё, что у вас получается увидеть. Художнику нужно немного больше опыта, чтобы заметить разницу между стилями и отметить ошибки в несомненно красивых рисунках. Когда вы новичок, вы не можете заметить ошибку, потому что вы не знаете как выглядит эта ошибка! Поэтому остаётся только говорить: «Я мечтаю так рисовать» (10) и «Даже я могу так нарисовать» (0).

Всё это ведёт к другому ложному представлению:

2. Вы не можете научиться рисовать, если вы не родились с этим талантом

Как вы заметили, для новичка существует огромная пропасть между тем, что он умеет и тем, чего хочет достичь. В то же время, они видят как люди… просто делают это. Вы пытаетесь нацарапать несколько линий, чтобы сделать схематичного человечка, а они в тот же отрезок времени рисуют реалистичного человека. Как это возможно?

Во многих своих статьях я поднимала вопрос о таланте, потому что это самый разрушительное утверждение из всех. Он в самом начале отнимает у вас надежду. Это вера в то, что если вы попытались рисовать и вас не похвалили за результат, вы бездарны и никогда не научитесь рисовать. Просто… прекратите пытаться.

Таким образом, комплимент «Я мечтаю рисовать как ты» обретает странный смысл. Это всего лишь выражение печали, что вы не родились с талантом рисовать, не так ли? Но по-настоящему нечестно, когда вы сравниваете свою печаль с печалью человека, который потерял зрение. Он не умеет рисовать, а вы думаете, что у вас одинаковый уровень неспособности?

Талант — это набор характеристик, который делает человека более способным к рисованию. Талантливые художники проходят через первые несколько стадий быстрее, чем остальные, но это не постоянно. В основном, они «застревают» на 4 уровне. «Застревают» — самое подходящее здесь слово. Они так легко прошли через первые уровни, что даже не заметили, что учились, и теперь ожидают, что будут так же расти до 10 уровня.

Обратите внимание, что уровни после 4 более активные: «соберите», «проведите анализ». Здесь больше нет случайностей, поэтому художнику нужно приложить усилие. Вот почему талант может обернуться препятствием. Если вы действительно чему-то учились с самого начала, вы привыкаете продолжать учиться всё более сложным вещам. Для талантливого человека это всё равно что впечататься в стену после плавного движения!

Разве талантливым людям легче в начале? Да, но преимущество не такое большое, как мы привыкли думать. Это как +5 очков преимущества, когда нужно набрать 100 очков до хорошего уровня. Даже если вам кажется, что человек родился на 4 уровне, не забывайте, что эти первые четыре уровня пройти легче всего! Не так сложно им научиться, если вы примете тот факт, что вы должны учиться — навык не придёт просто так.

Когда вы видите как красивый рисунок создаётся за минуты, это не значит, что человек талантлив. То, что вы видите во время этих нескольких минут — результат многих лет практики, а не рождения с неким преимуществом в обучении. На 3 уровне существует множество талантливых художников, которые понятия не имеют, что они талантливы, т.к. сравнивают себя с кем-то, кто работает над своим мастерством. Кто в какой-то момент заметил, что рисование нужно активно изучать.

Если вы ждёте, что умение рисовать придёт к вам автоматически во время рисования, и этого не происходит, вы вините себя в отсутствии таланта. Но умение рисовать что угодно мало связано с обучением рисованию. Вы можете нарисовать сотни рук, а прогресса не будет, если вы сначала не разобрали их строение. Не ждите, что умение по волшебству придёт к вам — вместо этого начните учиться!

3. Рисунки либо выходят, либо нет

В продолжение темы о таланте. Когда рисуют новички, они ничего не создают. Они просто думают о чём-то, нажимают на карандаш и надеются на лучшее. Это идеальные условия для мифа о таланте! Потому что когда вы не контролируете результат, вы можете только «надеяться на лучшее».

Правда в том, что что-то «выходит» только тогда, когда оно запечатлено в нашем мозгу — как ходьба или речь. Эти действия не требуют нашего внимания, т.к. мы приложили достаточно усилий в прошлом, чтобы им научиться. Первые несколько уровней навыка рисования основаны на том, что мы уже умеем — вот почему они так легко даются некоторым людям. К примеру, держать карандаш — это тот же навык, что и держать ложку.

Чем выше мы находимся в спектре навыков рисования, тем больше они отделены от реальности. Почему вам обязательно вспоминать как выглядит кошка (уровень 5), если вы можете пойти и взглянуть? Для чего анализировать как сгибается человеческое колено (уровень 6), если и ваше прекрасно работает? Умения, основанные на этих действиях, невозможно развить, поэтому ваш мозг не может их использовать для того, чтобы реалистичный рисунок получился без вашей помощи.

У опытных художников в голове запечатлено множество сложных умений. Когда они с нуля рисуют анатомически правильный человеческий силуэт без всяких направляющих линий — это результат часов активной работы. То же самое касается любого навыка — если вы долго и усердно практикуетесь, со временем у вас будет получаться автоматически.

Это выглядит как магия только когда вы не понимаете

Талантливый новичок видит рисунок как что-то, что «вышло». Вы начинаете рисовать в детстве потому что можете, и вы замечаете, что чем больше рисуете, тем лучше становятся рисунки.

Однако, с таким подходом вы можете дойти только до 4 уровня, т.к. только первые несколько уровней основаны на практическом и «ментальном» опыте — на том, что можно изучить бессознательно. Но если вы обладаете исключительной памятью, вы можете даже достичь 5 уровня, но здесь вы и останетесь. Вы не можете изменить реальность, если никогда не пытались её понять.

Вы можете отличить талантливого художника от опытного по одному простому факту: последний не цепляется за каждый неряшливый эскиз, т.к. знает, что может создать заново или даже нарисовать что-то получше в следующий раз. Талантливый художник много рисует и когда время от времени «выходит» что-то достаточно реалистичное (случайно, не по опыту!), он сразу же в это влюбляется. Он не знает, как нарисовал это, поэтому не может создать рисунок заново.

Самое ужасное в том, когда вы не имеете понятия, почему рисунок получился лучше других, и вы не можете научиться на этом опыте. Для опытного художника нет таких рисунков, которые бы не получались — есть только ошибки, которые можно исправить в следующих рисунках.

Не ждите пока рисунок «выйдет», лучше спросите себя, почему он не вышел

Если ваши рисунки иногда получаются, а иногда нет, пора изменить перспективу. Хватит ждать, когда ваша рука и мозг объединятся и начнут работать на вас. Возьмите рисунок, который вышел хорошо, и сравните его с тем, который не получился. В чём разница? Что нового вы можете узнать? Что можно использовать в следующем рисунке?

И если рисунок не получился, спросите себя, почему. Из-за чего он выглядит плохо? Почему он вам не нравится? Если вы рисовали волка, и его ноги выглядят слишком длинными и кривыми, узнайте как должны выглядеть волчьи ноги. Не полагайтесь на свою память! Если ваши практические навыки в порядке, а нарисованное лицо выглядит ужасно, возможно, это потому что вы думаете, что оно так выглядит. Не так ли? Итак, получится ли у вас описать его по памяти, не рисуя?

Много лет ваш мозг учился рисовать по-своему и сейчас выдаёт свой уровень. Если хотите достичь большего, пора помочь ему!

4. Рисование нужно для того, чтобы впечатлять других

Не по этой ли причине мы хотим рисовать? Детьми мы рисовали для чистого удовольствия и только позже обнаружили, что за хорошо выглядящую мазню нас очень высоко оценивают. И это очень важно для нас! Но если это ваша единственная причина рисовать — приготовьтесь страдать. Вы действительно хотите тратить часы работы над навыком с единственной целью — угодить другим?

Сколько раз ваша гордость за рисунок была задета неприятными комментариями? Вы столько радостных часов потратили на него, и всё удовлетворение после завершения исчезло без следа…только из-за того, что постороннему человеку рисунок не понравился так, как вам. Может, лучшим выходом станет вообще не показывать никому свои работы, но вы всё равно это делаете, надеясь на приятный комментарий, который вас порадует.

Радость от обучения, удовлетворение от создания чего-то — все они ценны сами по себе, даже если никто не замечает эффект. Это естественно, что вы хотите поделиться своим удовлетворением с другими, но когда это ваша единственная мотивация, начало будет полно постоянных разочарований.

Когда у вас появится чувство «Хочу рисовать», спросите себя — для чего. Составьте список мотивов и проверьте, все ли они достойны попытки. Научиться хорошо рисовать непросто, и это потребует много времени, которое вы могли бы потратить на что-то ещё, поэтому вам нужно решить, действительно ли вы этого хотите. Если «чтобы мной восхищались» стоит на первом месте, может быть, будет лучше сконцентрироваться на чём-то, что вам нравится делать — признание придёт к вам, когда вы достигнете хороших высот.

5. Хороший рисунок — реалистичный рисунок

Чуть ранее я написала статью о стиле, поэтому позвольте мне немного рассказать, почему это утверждение серьёзно блокирует ваш прогресс.

Во многих культурах рисование всегда служило отображением реальности. Здесь очевидно, что чем более реалистичны рисунки, тем лучше. Однако, с момента изобретения фотографии мы больше не сравниваем рисунки с реальностью — мы сравниваем их с фотографиями. Можете сказать, что нет разницы, но на самом деле камеры с их линзами и аппаратным обеспечением представляют другое видение реальности, чем у нас — с нашими глазами и мозгом.

Картинки, созданные камерой, достаточно реалистичны для того, чтобы мы поверили, что так выглядит реальность. Мы не замечаем, что эти картинки — всего лишь одни из множества представлений реальности. Даже кино, с движением и звуком, не даёт нам совершенного видения реальности. Фотографии заставляют нас думать, что реальность выглядит так:

В то время как мы видим что-то ближе к этому:

Другой вопрос в том, что у людей есть потрясающая способность распознавать образы. Нам не нужно 100% отображение реальности, чтобы узнать её. Действительно, в рисовании мы используем линии — что-то, что даже не существует в мире вокруг нас! В живописи пятна темных и ярких оттенков используются для создания иллюзии тени и света. Доступный диапазон упрощения достаточно широк!

Есть также третий компонент видения, кроме линз и оборудования (мозга) — восприятие. Одно и то же фото разные люди могут воспринять по-разному, в зависимости от их опыта и воспоминаний, даже от их настроения на тот момент. Смена цветов может изменить сюжет картины от радости до трагедии, от истории надежды до истории отчаяния. Когда вы изменяете движение линий, вы можете немного пожертвовать реализмом в пользу эмоций.

Учитывая это, почему мы должны ограничивать себя одним стилем — ручным копированием фото? Есть столько способов описать реальность, и вы можете сделать рисунок более завершённым, чем детальное фото, просто добавив черты своего восприятия. Зачем переживать из-за любого отклонения, когда мы можем использовать его для передачи посыла посредством нашего рисунка?

Говоря таким образом, если поставить рядом стилизованный и реалистичный рисунки и сравнить, можно подумать, что реалистичный — это усовершенствованная версия стилизованного. 100% реалистичный рисунок может быть создан просто зрительным копированием точка за точкой/пиксель за пикселем. Для этого не нужен талант — всего лишь много времени и терпение.

Можем ли мы назвать такого человека художником? Создают ли они что-нибудь? Они несомненно вкладывают в это много усилий и это заслуживает уважения, но тогда и человек, обклеивающий здание стикерами — тоже художник?

Стилизация не проще реализма и не является методом создания для ленивых или неопытных людей (пока вы не копируете чей-то стиль). Если уж на то пошло, она на самом деле сложнее. Это как создание нового вида реализма — чего-то, что не имеет прототипа в реальности, но мы всё равно это узнаём.

Просто для прояснения: это не значит, что вам не нужно понимать реальность, чтобы рисовать в своём стиле. Каждый стиль — это модификация реализма, и каждый стиль основан на правилах. Если вы выкладываете рисунок, который, по вашему мнению, «вышел» достаточно хорошо, но кто-то критикует его за нереалистичность, не прикрывайтесь фразой «это мой стиль!». Стиль — это намеренное исполнение; если вашим намерением было реалистичное рисование или не было намерения вообще, не лгите себе.

6. Если вы пытались напрасно, значит, это не для вас

Это утверждение тоже связано с мифом о таланте. Если вы учились годами, и ваши результаты хуже, чем у тех, кто только начал, это не обязательно означает, что с вами что-то не так. Вполне вероятно, что в течение всех этих лет вы на самом деле не учились!

Это может быть связано с пунктом 3 этой статьи. Если ваше «обучение» — это только рисование, рисование и рисование одного и того же до тех пор, пока оно не станет выглядеть лучше, не удивительно, что результаты не радуют. Это как пытаться доехать до определённой точки, ведя машину в случайных направлениях.

Оба этих человека тренируются, но в то время как первый ждёт, что на него свалится навык, другой задаёт вопросы и ищет ответы.

Может, вы даже и не пытались научиться. Может, вы сели в машину, она не поехала сама, и вы просто вышли из неё. Такое случается, когда вы верите в силу таланта! В этом случае единственное, что нужно сделать — изменить свои ожидания. Нужно приложить немного усилий, и если получается легко, возможно, вы не учитесь!

Может, это действительно не для вас. Может, у вас есть некоторое ограничение, которое делает рисование невозможным. Даже в этом случае вы можете выбрать другой метод создания, если в этом ваша цель: живопись, скульптура, шитьё. Если ваша цель в признании, то, опять же, перестаньте толкать себя в невозможное! Существуют более простые способы быть признанным — делать что-то, что вам нравится. Не выбирайте рисование только потому, что оно выглядит легко — это не так.

7. Хороший художник может нарисовать всё, что захочет

Вот ещё один миф, связанный с 1 пунктом. Рисование — это не один навык, это целая сфера, где с одной стороны — мультипликаторы и с другой — архитекторы. Можно быть профессионалом в одной специализации. Пытаясь преуспеть во всех сферах, вы, вероятнее всего, будете везде посредственным.

До 5 уровня умение рисовать кажется достаточно комплексным и объективным. Но по достижению 5 уровня вам нужно решить, на чём сфокусироваться. Существа? Люди? Фоны? Транспортные средства? Наряды? Здания? Оружие? В любом из этих вариантов вы можете выбрать подразделы. Например, существами могут быть фантастические твари и животные, вымершие динозавры, млекопитающие, амфибии, рептилии, птицы, все семейства и виды… Столько всего можно изучить!

Когда вы смотрите на всё это под таким углом, вы, наконец, понимаете, что подразумевает рисование. После 4 уровня вы должны уметь срисовывать что угодно, но если вы действительно хотите создавать, здесь начинается действительно сложная работа. И нет смысла пытаться научиться всему. Возьмите то, что вас действительно интересует — возможно, что-то, что вас впервые привело к рисованию. Затем посвятите этому всего себя.

Специализация похожа на фрактал — вы можете уходить всё глубже и глубже, с каждым разом открывая всё больше граней. И это бесконечно! Можете посмотреть на это как на древо развития в ролевой игре — вы можете вложить много очков в один навык или использовать их более экономно здесь и там. Вот почему вы, новичок, можете быть более искусным в рисовании животных, чем оружия.

Однако, в этом утверждении есть доля истины. Хороший художник не может рисовать всё, что хочет, но может научиться всему, что хочет. У него есть опыт в изучении, он знает, чего ожидать и как планировать своё развитие. Но лучше оставаться сфокусированным, по крайней мере, пока вы не почувствуете себя комфортно в выбранной категории. Не перескакивайте с человеческой анатомии на фоны только потому, что вы видели как их рисуют другие художники. Вы не должны уметь рисовать абсолютно всё!

8. Чтобы хорошо рисовать, вам нужны специальные инструменты

Когда я прихожу в книжный магазин, я часто просматриваю все эти книги из серии «как рисовать» на случай, если найду какую-нибудь стоящую рекомендацию. Есть два типа таких книг: рисовать чисто для развлечения или только профессионально. Первый тип книг — это пошаговые руководства о том, как нарисовать определённую вещь, и они на самом деле ничему не учат. Вы получаете рисунок в результате, но только потому, что шаги вам подсказала книга. Без неё вы бы не справились.

Другой тип книг более мудрёный. Обычно в первой главе идёт длинная лекция об инструментах. Автор предполагает, что если кто-то хочет использовать только карандаш, он достигнет этого первого типа. Поэтому автор очень долго рассказывает обо всех видах карандашей, ластиков, бумаги, даёт дополнительную информацию об инструментах, которые сложно представить в рисовании, например, чернилах или угле.

Вы читаете эту главу, держа свой НВ карандаш и дешёвый ластик напротив тонкого листа принтерной бумаги и обрастаете сомнениями. Это как пытаться применить новый рецепт, не имея ингредиентов и думая, чем бы заменить их. И это заставляет вас сомневаться в результате.

То же самое вы испытываете, когда видите людей, рисующих на графических планшетах, а у вас есть только карандаш. Они используют слои, могут исправить любую ошибку, и у них есть цвета. Как вы можете быть так же хороши, используя только карандаш? Даже если у вас есть планшет, но нет встроенного экрана (как Wacom Cintiq), вы будете разочарованы при виде неаккуратных линий.

У меня есть для вас один вдохновляющий ответ. Посмотрите на эскизы Леонардо да Винчи. У него определённо не было графического планшета, не говоря уже о Cintiq! И вы можете создавать такие эскизы любым карандашом или даже ручкой! Всё что вам нужно — сосредоточиться на теме изучения, а не на инструменте. НВ карандаш прекрасно справится со своей работой, если вы ему позволите.

Существует бесчисленное множество техник рисования, вот почему так много инструментов, которые можно использовать. Но это не значит, что вам нужны они все для хорошего рисования или что без них вы обречены. Возьмите один, самый простой на данный момент, и совершенствуйтесь. Когда вы получите хорошее представление о рисовании, достигнув 6 уровня, вы сможете добавить другие техники. Но не меняйте инструмент из-за сложности изучения!

9. Вы слишком стары для рисования

Рисование часто считается детской забавой. Все дети в определённый период рисуют, но только талантливые продолжают это делать, когда вырастают. Если вы согласны с этим, вам может быть сложно начать в 20 лет, не говоря уже о 40 или 60. Но это не мешает вам мечтать об этом!

У меня для вас хорошие новости. Даже талантливый ребёнок никогда не будет рисовать лучше, чем взрослый, который осознанно и активно обучается рисованию. Снова посмотрите на список уровней. Первые четыре из них требуют немного практики или практику без осознавания. А вот как рисуют дети — просто делают это. Но потом талантливый ребёнок, вместо того, чтобы достигать 5 и 6 уровни, начинает играть в «угадайку», что является продолжением бессознательного обучения. Маловероятно, что такой ребёнок достигнет больших успехов, чем человек, который знает, что рисованию нужно обучаться!

Да, сначала вам нужно будет догнать этих детей в первых нескольких уровнях. Вы, возможно, забыли множество практических навыков и вам может даже потребоваться снова научиться держать карандаш. Но это не значит, что вы не можете этого сделать! Рисование ничем не отличается от обучения игре на инструменте — почему вы считаете, что вам поздно научиться? Потому что это сложно? Это должно быть сложно!

Рисование — не какой-то особый навык, который можно развить только будучи ребенком. Рисование ассоциируется с молодым возрастом, т.к. у молодых людей меньше обязанностей и больше времени делать что-то для удовольствия. Когда вы взрослеете, вы просто становитесь более критичным к результатам своей работы, поэтому рисование перестаёт быть приятным самим по себе. Вы можете не уметь чего-то, например, играть в баскетбол или видео игры, но всё равно получать удовольствие от этих занятий в кругу друзей. Но рисование, кажется, теряет всякую ценность, если результаты не впечатляют.

Мысль «Даже дети рисуют лучше меня!» расстраивает только когда вы думаете, что все детские занятия — лёгкие.

Будучи взрослым, вы замечаете два типа рисующих людей: детей и опытных взрослых. Вы не принадлежите ни к одному типу, поэтому безнадёжны. Но вы прекратили рисовать, т.к. перестали продвигаться в развитии, и вы перестали развиваться, т.к. не имели понятия, что после достижения некоторого уровня рисунку нужно учиться, а не просто продолжать в том же духе. Теперь вы это знаете, поэтому почему бы снова не вернуться к рисованию?

Если вы не практиковались все эти годы, ваши навыки рисования остались на том же детском уровне, когда вы перестали рисовать, или даже ниже. И в этом нет ничего плохого! Вы новичок, поэтому нормально терпеть неудачи. Вы чувствуете себя плохо только из-за гордости и амбиций; вы должны забыть о них и просто начать учиться, как вы учились всем остальным навыкам. Это не школа, и старше — не значит опытнее, поэтому стесняться нечего!

Другим препятствием может быть недостаток времени. Сейчас у вас больше обязанностей, чем в школе с домашними заданиями, поэтому вы не можете тратить такое же количество времени на рисование как дети. Я не знаю вашу ситуацию, но обычно это вопрос приоритетов. Если есть другие занятия, которые вам нравятся, например, просмотр ТВ или видео игры, и вы находите для них время, но не находите его на рисование, это значит, что рисование в наименьшем приоритете.

Поэтому это не «Если бы только у меня было время на рисование», это — «Если бы только рисование было более важным занятием среди других хобби, на которые я нахожу время». И в этом всё ещё нет ничего плохого. Вам просто нужно принять, что вы могли бы достичь большего в рисовании, и что это ваш собственный выбор, что вы не достигли этого. Ни ваша занятая жизнь, ни ваш возраст, ни нехватка таланта — не оправдания.

10. Рисование и живопись требуют одинаковых навыков

Это распространённое заблуждение в рисовании. Мы видим чёткую разницу между рисованием и скульптурой, но когда речь касается «плоского» искусства на листе бумаги, мы воспринимаем его как одно и то же.

Рисование и живопись — это не одно и то же. Если вы считаете себя талантливым/умелым в рисовании, и после перехода на цифровое искусство не можете правильно использовать цвета, это не значит, что вы плохо рисуете. Вы входите в другую область, и, несмотря на многолетний опыт и красивые эскизы, вы снова новичок — уже в живописи.

Некоторые из навыков в рисовании и живописи пересекаются — это навыки создания, которые также применимы к скульптуре. Другие тесно связаны только с их областью: например, точность важнее в рисунке, чем живописи. Это неправда, что кто-то, называющий себя художником, может создать что угодно в любой среде.

Если вы думаете «Если бы я мог рисовать как он», когда видите картину, это как если бы вы думали «Я бы хотел готовить как он», наблюдая за кондитером. Он может хорошо готовить, но вы можете этого не знать!

Рисование основано на линиях — коротких или длинных, тонких или толстых, но это всегда линии. Иногда их можно растушевать, используя ватные палочки, но в основном растушевку нужно выполнять вручную, используя такие методы, как перекрестная штриховка. Вот чего вы должны ожидать, обучаясь рисованию.

Это особенно важно для цифровых художников, т.к. в Фотошопе или другом графическом редакторе рисование и живопись сливаются в одно. Вам нужно с осторожностью подходить к поиску обучающих материалов, т.к. некоторые из них относятся к обоим навыкам, что может ввести новичка в замешательство.

Обучаясь рисованию, лучше пропустить вопрос цвета. Ваши эскизы не должны быть цветными, чтобы выглядеть потрясающе, поэтому сосредоточьтесь на рисовании. С другой стороны, освещение — это то, что вы можете использовать, когда станете более продвинутым. Но общее правило таково: не торопитесь и убедитесь, что вы овладели одним навыком, прежде чем попробовать другой.

Самое большое заблуждение относительно рисования, от которого все отталкиваются, заключается в том, что это легко. Так легко, что даже дети с этим справляются, и если у вас не получается, то вы недостаточно талантливы. Как только вы избавитесь от такого образа мышления и начнёте относиться к рисованию как к любому другому навыку, вы можете победить в конечном итоге. Не важно, сколько вам предстоит пройти, можете смело шагать вперёд!

Также стоит упомянуть, что у вас нет обязательства хорошо рисовать. Вы можете никогда не стать знаменитым художником, даже просто хорошим художником, но это не значит, что вы потерпели неудачу. Учиться рисовать — это уже награда, если вам это нравится, и конечная цель не важна. Если это вас не убедило, просто подумайте о том, что вы уже лучше тех людей, которые слишком бояться учиться. Не позволяйте амбициям помешать вам быть новичком!

“Не получается рисовать!” — с такого заявления недавно началась наша беседа с одной из моих знакомых. “Что именно ты имеешь в виду, почему решила, что не получается?” — задал я наводящие вопросы.

“В детстве я рисовала хорошо, по крайней мере, мне так казалось. Я даже училась в художественной школе, правда, недолго — мне тяжело давались скучные уроки, и я бросила.

Рисовала я всегда просто так, под настроение, пока учёба, работа, семья не затянули, потом не до этого стало.

Совсем недавно решила вновь открыть для себя живопись (раньше же получалось), да и вообще хочу себя занять чем-то отвлекающим от бытовухи, благо время сейчас свободное появилось.

Не знаю почему, но будто бы раньше у меня лучше рисунки были, сейчас как-то скованно, боюсь я что ли рисовать или разучилась, не знаю”, — примерно так она изложила свои неудачи на творческом пути.

Согласитесь, что это за увлечение, если страшно, не получается, не знаешь как? В то же время есть потребность, желание выражать свои чувства на бумаге, на холсте.

Ответ прост, он более чем очевиден. Конечно, учиться, постараться понять, как же перейти от страхов к удовольствию рисовать, писать красками.

Начинающему художнику (а любителю тем более) трудно осознать, что творчество может рождаться из логики, из последовательности действий, из понимания процесса от замысла до реализации.

Любители действуют спонтанно, просто “хочу и всё!” Так они объясняют свою мотивацию творить, и это нормально, потому что без “хочу” вообще ничего не имеет начала.

Сначала ты удивляешь сам себя, затем близких и так далее. Пример — одно из сообщений, присланное мне: “Пока нахожусь на этапе «нарциссизма» — нарисовала, жду, кто похвалит меня лучше всех.”

Нам необходима зрительская оценка, это наш способ заявить о себе, выразить себя, быть услышанным.

Согласитесь, руки опускаются, нет желания творить, если не получается так, как хотелось бы. С каждым разом растёт потребность удивлять себя снова и снова и, конечно же, удивлять своего зрителя.

Оказавшись в тупике, все ведут себя по-разному: кто-то бежит с корабля, попросту всё бросает, разочаровавшись в рисовании, кто-то начинает заниматься новым увлечением и так повторяет бесконечное количество раз, ни в чём не достигая результатов.

Как быть, как вернуть себе чувство полёта после неудачных попыток, как научиться изображать на бумаге или холсте то, что было задумано? Есть два ответа на этот вопрос, первый в сообщении ниже.

“Давно слежу за Вашим блогом, мучает вопрос: как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?
Поясню: только после 10 лет плотной каждодневной практики (с натуры, по фото, по чужим работам) у меня начали получаться некоторые (не все) объекты, а также люди (после 2000 портретов) «из головы», по памяти и т.д., причем стали получаться достоверно, и я начал действительно творить, то есть создавать достойные вещи с нуля.
Когда у меня не было этой базы, мои потуги были скорее детской мазней…) Дак как же в обход всего этого можно научиться создавать своё?”

О чём здесь говорит автор? “Я много копировал, и у меня начали получаться некоторые объекты”.

Вне всяких сомнений, путём копирования Вы рано или поздно приблизитесь к тому, что вытворяет современный принтер, впрочем, всё равно будете ему уступать. Вопрос, зачем? Купите принтер!

Думаю, не все до конца понимают, что значит копировать. Кто-то скажет, мол, я писал с натуры, в поле, в мастерской, мне позировали. Если при этом Вы бездумно пытались повторить то, что видите, Вы копировали или попросту срисовывали.

Возникает вопрос, как же иначе, если даже с натуры мы срисовываем?

Второй способ обрести радость творчества и свободу созидать без копирования — это конструирование сюжета. Вам не достаточно просто видеть, Вам нужно знать, как устроен предмет, объект, натура.

Простыми словами, отвечаю на вопрос: “как можно научиться создавать свои картины, не умея повторять чужие?” Конструировать их, от простого к сложному. Мне вообще интересно, как можно что-то копировать, не понимая, чем руководствовался автор оригинала, как он мыслил, как конструировал своё произведение.

Если Вы понятия не имеете о конструкции картины, всё Ваше копирование — не что иное, как срисовывание внешних контуров с последующим раскрашиванием. Что в результате? Мёртвые, сухие, безжизненные картинки. Думаю, Вы не такого результата ожидали.

Сейчас популярно красить широко, мазисто, лучше мастихином — а-ля импрессионизм, но вот что интересно. Когда подобная мазня не содержит в себе конструктива, она мазнёй и остаётся в отличие от примеров, оставленных нам большими мастерами.

Стожаров Владимир Федорович

Завершая разговор со своей знакомой, объясняя, почему у неё не получается рисовать, я посоветовал ей перестать копировать и начать конструировать. Я дал ей простое задание, суть которого заключается в том, что нужно работать, прежде всего, с натурой и начать с изображения простых предметов.

Думаю, Вам тоже пригодится мой совет. Поставьте у себя дома небольшой натюрморт из трёх предметов и драпировки, осветите боковым светом, сконструируйте его на бумаге или холсте, не срисовывайте, постарайтесь понять форму каждого из “героев” Вашей картины.

Проделав данное упражнение с различными предметами и освещением, Вы будете лучше понимать, как передавать пространство, моделировать форму, компоновать с натуры, брать верный цвет, тон и т.д.

Важно: не ищите, где бы подсмотреть, как применить те или иные приёмы в живописи — создавайте их сами. Вам нужно учиться только конструктивному мышлению, а не приёмчикам и эффектным штучкам.

Творческий язык, узнаваемый стиль, почерк автора — всё это создаётся в процессе само собой, Ваша задача думать, как получить результат, как сконструировать. Вы же не хотите быть чьим-нибудь клоном? Вас радуют личные победы, Вы хотите быть узнаваемым, самодостаточным, свободным в творчестве.

Согласен, что все желают быстрых результатов, картину за одно занятие (один день), стать художником за месяц или два. Экспресс-обучение часто равно нулю, потому что Вы не учитесь, а быстро стряпаете картинку по заданному алгоритму.

Итог: подсматривать за тем, как мастера создают свои произведения — абсолютно бесполезное занятие, по крайней мере, на этапе первых шагов, и если у Вас не получается рисовать самостоятельно, перестаньте срисовывать, начните конструировать.

Я периодически получаю сообщения от участников своих курсов, в которых они благодарят за то, что я открыл им увлекательный мир изобразительного творчества. Как говорится, аппетит пришёл во время еды, и те, кто был против работы с натюрмортом, с натурой, сейчас увлечены ею.

Пока Вы думаете, что рисунок и живопись — это искусство верно срисовывать контуры предметов, Вам сложно войти во вкус и по-настоящему полюбить изобразительное творчество.

Две тысячи бездумно скопированных с фотографий и репродукций портретов ничему Вас не научат, не обманывайтесь. У Вас не получается рисовать только в одном случае — если Вы не умеете конструктивно мыслить. Не умеете — учитесь!

Что делать если я безумно хочу быть графическим дизайнером ,но рисовать умею не очень ?

Pavel Soyfer 67 4 года назад Начинающий веб-дизайнер, опытный пользователь ПК, студент University of Toronto

Поддерживаю ответ одного из авторов – работа графического дизайнера сильно отличается от работы художника. Помимо просмотра работ на Behance/Dribble я рекомендую ознакомиться с фундаментальными основами графического дизайна – композиция, типографика и цвет.

Краткий ответ: в дизайне существует много проверенных систем и правил, которые помогут вам создавать опрятные и достойно выглядящие работы, и следовательно отсутствие художественных навыков вам не помешает стать грамотным дизайнером.

Далее мой длинный подробный ответ по трем вышеописанным направлениям.

С композицией очень помогает техника построения модульных сеток – эта техника пришла из печатной эпохи и помогает структурировать ваш контент, а также решает проблему выбора точных размеров каких-либо элементов. С такой сеткой все элементы в вашем дизайне будут иметь логику размеров и расположения. Вот в этой статье хороший пример работы с сеткой gutdesign.ru в сети много информации о том как такие сетки строить.

Далее – типографика (работа со шрифтом, оформление текста). Целью типографики является создание текста комфортного для чтения и усиливающего смысл который в этом тексте заложен. Начинающему дизайнеру я бы основательно рекомендовал ознакомиться с базовыми правилами набора текста – как связаны между собой такие значения как кегль (размер шрифта), формат строки (ширина текстового блока) и интерлиньяж (межстрочный интервал). Также советую посмотреть классификацию шрифтов и посмотреть на работы других дизайнеров, а именно как они подпирают шрифты в зависимости от вида работы.

С цветом все чуть сложнее, так как он, в моем понимании, более субъективен, но для начала рекомендую посмотреть различные цветовые сочетания (complementary, analogous, triad). Такие сочетания уже проверены многими дизайнерами. Как только почувствуете себя увереннее с цветом, можно углубляться в теорию цвета и экспериментировать разными цветами.

В любом случае я рекомендую смотреть много работ и пытаться их разбирать, подмечать какие-либо детали, пытаться понять логику более опытных дизайнеров – нет ничего плохого в заимствовании некоторых решений или элементов, наоборот лучше на первых этапах использовать проверенные решения, и дальше уже развиваясь отходить от канонов.

Надеюсь этот жутко-длинный ответ вам будет хоть сколько-нибудь полезен и удачи в дизайнерских начинаниях : )


Когда на улице лето и солнышко, частенько бывает совсем нерисовательное (а скорее гулятельное) настроение. Со временем я вывела для себя несколько способов бороться с нерисуем. Так что же делать?

  • Ничего не делать. Наши мозги так устроены, что им частенько нужно отдохнуть, прежде чем снова полноценно работать. Значит нужно просто наслаждаться жизнью и заняться чем-то еще, например покататься на велосипеде или сходить в парк — доказано, что прогулки отлично влияют на работу мозга.
  • Сменить место деятельности. Весь год я рисую за компьютерным столом, но стоит выйти на улицу и мне начинают толпой приходить разные идеи и задумки и из этого следует еще один пункт.
  • Записывать, а не зарисовывать идеи. Просто описывать словами картинку. Я честно говоря не знаю как это работает, но именно подробное описание помогает мне представить картинку целиком и потом просто ее нарисовать.
  • Сменить тему рисования. Хоть убей надо рисовать серьезных мужчин, а в голову лезут котики. Это нормально, стоит порисовать котиков и мужчины сами придут после)
  • Сменить материал. Взять вместо простого цветной карандаш, вот я писала про пользу от них. Вообще цветными карандашами рисовать контуры легче по моим ощущениям.
  • Вдохновиться. Посмотреть фильм, почитать книжку, послушать музыку — это вроде бы похоже на то, чтобы ничего не делать, но в этом случае надо вдохновение целенаправленно поискать. Пообращать внимание на завитки заборов, одежду героев, приемы в иллюстрации и т.д.

Скажу честно — чем больше я рисую, тем реже у меня случается нерисуй, потому что этот процесс настолько затягивает, что не остается времени осознать, что ах боже что-то нечего нарисовать.

А как вы боретесь с нерисуем?