Как вспомнить детство

Как вспомнить забытое

Долговременная памятьхарактеризуется емкостью и устойчивостью. «Информация переходит в долговременную память, в процессе жизнедеятельности часть информации теряется, а около 72% — остается на всю жизнь» . Информация, которая перешла в долговременную память, может быть извлечена через длительное время.

В связи с различием в организации информации личного и отвлеченного характера говорят о двух видах долговременной памяти — эпизодической и семантической.

В эпизодической памяти содержатся закодированные сведения о том, как выглядели те или иные вещи, события в определённое конкретное время в контексте всего окружающего. Например, конкретные автобиографические данные: «Осенью 2009 года я с друзьями ходила в лес за грибами». Сведения, содержащиеся в эпизодической долговременной памяти, могут стать временно недоступными. Причина таких «выпадений» из доступности в том, что эпизодическая память находится в состоянии непрерывного изменения, поскольку происходит процесс изменения личного опыта.

В семантической памяти хранятся все остальные сведения. Это информация, которая не имеет эмоционального окраса, она не связана с личными переживаниями в определенном месте и времени. Также в семантической памяти размещается все необходимое для пользования речью.

В нашей памяти откладывается лишь незначительная часть воспринимаемых нами явлений. Каким-то образом мозг отбирает нужную и удаляет ненужную информацию. Но как он определяет, что – нужное, а что – ненужное? Ведь заранее неизвестно, что в жизни произойдёт, и какая информация может стать востребованной? Какой жизненный опыт следует запоминать, чтобы при необходимости актуализировать память и извлечь необходимое из её хранилища?

Отчего зависит избирательность памяти? Почему иногда мы не помним необходимую нам в данный момент информацию и неожиданно вспоминаем давно неиспользуемое второстепенное? Случается, человек не может вспомнить информацию, которую он считал своим незыблемым информационным ресурсом. И оказывается перед лицом ситуации, в которой она срочно потребовалась, совершенно безоружным. Бывает, что намерению рассказать что-либо очень важное и хорошо подготовленное мешает волнение. Так, например, артист, зная наизусть роль и выйдя с ней в который раз на сцену, почему-то забывает слова, и положение спасает суфлер. Или: при аттестации на соответствие должности, когда компетентному сотруднику задаются вопросы по содержанию его многолетней работы, он от волнения не может ответить. И только, выйдя из кабинета с комиссией, он моментально всё вспоминает и рассказывает.

Но иногда бывает наоборот: совершенно неожиданно всплывает информация из далёкого прошлого. Человек не ожидает, что он это ещё помнит, но вдруг, при определённо сложившейся ситуации высказывает точные слова. Например, из изучаемого в школе и давно забытого иностранного языка. Или при посещении старого места работы или учёбы вспоминаются фамилии, имена и отчества бывших сотрудников и учителей. Бывает, что сразу не уверен – вспомнилось то, что нужно, или это просто рядом, про это. Начинаешь проверять факты, выискивать подтверждения правильности вспомнившегося – этим самым удлинняешь путь между обнаруженным содержимым памяти и возможностью оперировать, пользоваться им. Видимо, хорошая оценка своей памяти — это вопрос доверия к себе, к своим возможностям. Человек уверен, что в нужный момент требуемое моментально обнаружится, и, главное, ты поверишь, что это именно оно. И воспользуешься им автоматически, не задумываясь. Этот вопрос доверия решается даже не осознанно, а подсознательно, на уровне интуиции. Ты как бы договариваешься «в верхах», в каком-то верхнем диалоге между своим подсознанием и своей интуицией.

Припоминание — сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти. Поскольку материал в памяти организован определенным образом на основе смысловых признаков, составляющих данное понятие или образ, его поиск также представляет собой определенное движение к нужному материалу.

Человек заранее знать не может, что именно память вспомнит из того, что давно не использовалось, а что окажется недоступным. О точном содержимом своей долговременной памяти человеку не известно.

Ещё один пример. Перед выходом из дома я не могу найти транспортную карту для проезда в общественном транспорте. Искала её по всем карманам и сумкам минут 15 – тщетно. Пошла на метро. Принимаю решение купить вторую карту. И как только вновь купленную карту я кладу в карман – тут же вспоминаю, где находится старая. Всплыла в памяти вся картинка – когда, куда, при каких обстоятельствах и почему именно я её туда положила.

Это было извлечение из долговременной памяти (с момента возникновения проблемы до её разрешения прошёл час, а «включение блоков долговременной памяти обеспечивается через 10 минут после прихода информации в клетку»).

Видимо, когда стояла конкретная актуальная задача оплаты поездки, информация о местонахождении карты была в эпизодической памяти, поскольку менялся мой личностный опыт (я мысленно была в процессе поездки), карта составляла маленькое звено в цепи действий, связанных с важной целью. А когда это звено заместилось новой картой, моя цель перестала зависеть от старой карты. Информация о ней стала уже не как о переходном этапе, а как о ненужном потерянном предмете.

Возможно, в подобных случаях для вспоминания необходимого следует осознать, какая именно информация тебе недоступна. Затем определить – для чего она была тебе нужна, для какой цели. И потом – предпринять конкретное действие, позволяющее достичь эту цель без той недоступной информации, заменить это потерянное звено чем-то другим – (например, купить новую транспортную карту). И таким образом обеспечить продвижение к выполнению задачи. Тогда информация из эмоциональной эпизодической памяти перейдёт в семантическую, и станет доступной.

Только она будет уже не нужна. Ибо «сработает» этот приём только в том случае, если ты сам себя не обманешь, а действительно произведёшь реальную замену действия на пути к цели.

Список литературы.

1. Павлова О. Нейрофизиологические механизмы памяти. Школьный психолог, № 24/2001 http://psy.1september.ru/article.php?ID=200102406

2. Психология: Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

Статья бвла опубликована в сборнике научных трудов «Актуальные вопросы современной психофизиологии», С.-Петербург, 22 августа 2011 г. – СПб. : Научно-практический центр «Психосоматическая нормализация», 2011. – С. 37–40.