Потенциал личности

Содержание

Что подразумевают под потенциалом

В психологии

Психологические науки подарили нам понятие, называемое «потенциалом личности». Поскольку эту область нельзя отнести к точным, существует несколько трактовок данного термина.

Внутренний потенциал ― это способность человека проявлять и приумножать свои внутренние таланты. Фактически это ресурс организма, скрытые его резервы, которые проявляются со временем. При этом он постоянен и имеет конец, черпать его всю жизнь невозможно. Есть и ряд ограничений, вроде психических способностей.

В философии

Слово, происходящее от латинского слова potentia, в философии имеет свою трактовку. Используемый философами термин частично перекликается с определением, данным нам физиками.

В первую очередь это источники, запасы и резервы, как внешние, так и внутренние, которые человек может в любой момент задействовать, приложив усилия. При этом они нужны не просто так — личность использует свой потенциал для решения определенной задачи и выполнения конкретного вида работ.

Понятие используется не только для людей и их характеров, но и для наук или даже предметов.

В социологии

В этой науке есть термин «социальный потенциал». Понятие также используется довольно широко. Первый уровень ― личность. Последний ― регион, страна или даже этническая группа. При этом, чтобы перейти дальше, нужно дать полный выход резервам на предыдущей ступени.

Определение, которое дает нам социология, звучит следующим образом: «Это совокупность имеющихся и скрытых сил и моральных качеств отдельного человека.

Совет

Чтобы раскрыть их, необходимо расширить себя, например, увеличив какую-то силу или поработав над чертами характера».

Многогранность потенциальных возможностей

Творческий

В контексте творческих потенциальные возможности ― это запас сил, содержащийся в организме от любого человека. Он есть у каждого, такие способности можно развивать и расширять свои границы возможного. Свое творческое начало есть даже у только что родившегося ребенка.

Определяет стремление человека к постоянному саморазвитию, быстрому росту по карьерной лестнице. Помогает достичь совершенства в определенной области и не останавливаться на этом. Влияет на остроту мышления и активность мозга.

Чтобы развить его, придется научиться проявлять инициативу и быть лидером. Нужно стать уверенным в себе человеком. Любое начатое дело обязательно доводить до конца, даже если это непросто.

Креативный

Это определенный взаимосвязанный набор одновременно творческих и интеллектуальных способностей человека, часто скрытых. Применяется не к личности, а к какому-то предприятию. На его основе формируется понятие «креативный потенциал менеджмента».

Помогает определить, может ли лицо, ставшее объектом исследований, придумать что-то новое. При разработке своих идей все мы пользуемся чужими наработками, культурными особенностями и идеями конкурентов. Однако некоторые люди смогут на основе старого создать оригинальное.

Чтобы развить его, нужно научиться придумывать. Постарайтесь нарисовать выдуманное животное или придумать несуществующее мужское или женское имя. Читайте названия наоборот или расшифровывайте аббревиатуры.

Трудовой

В основном используется в менеджменте или при расчете трудового потенциала всей организации. Под этим понятием подразумевается способность работника принести пользу своей компании, пускай и не явная. Фактически определяет его производительность, важность в трудовой цепочке.

Состоит из нескольких частей:

  • Физиология ― здоровье, отсутствие психических болезней, условия, которые требуются человеку для работы: выносливость, наличие способностей к той или иной деятельности.

  • Квалификация ― наличие особых навыков или умений, объем знаний в определенной области, возможность выполнять ту или иную деятельность, работать с какой-то сложностью.

  • Личность ― наличие соответствующих качеств, умений и любви к труду, гражданской ответственности и моральной зрелости, возможности быть лидером, профессиональная грамотность.

Чтобы развить эту категорию, необходимо регулярно повышать свою квалификацию, читать соответствующую литературу. Проходить через различные курсы, научиться быть ответственными и справедливыми.

Энергетический

В этом случае раскрытие внутреннего потенциала ― это обучение рациональному расходованию собственной энергии. Ранее понятие использовалось только в сфере биоэнергетики, но сейчас активно используется в психологии и иных науках.

Позволяет понять, насколько много у человека желания жить, счастья, насколько он чувствует себя реализованным.

На самом деле определить, насколько у человека много внутреннего потенциала и насколько он развит, можно при помощи простейшего теста. Нужно спросить, счастлив ли он. Если ответом будет «да», значит, все хорошо. Если «да, но» ― в жизни пора что-то менять.

Для развития нужно откинуть сомнения и начать делать шаги на пути к счастью. Избавляться от лишних людей в своей жизни, не встревать в конфликты. Можно прибегнуть к помощи медитаций или молитв спокойствия.

Социальный

Как уже было сказано выше, это набор всех возможных качеств, способностей и умений человека, часть из которых он сможет реализовать в будущем. К примеру, социальным потенциалом может быть умение рисовать, наличие в характере творческой жилки, доброта и ответственность.

Реализация резерва проходит только в момент активной деятельности. То есть, художник может проявить себя только в процессе творчества и продвижения по карьерной лестнице.

Для этого надо развить в себе свои лучшие качества, опять же повышать свои профессиональные качества и искать приятные черты собственного характера, избавляясь от худших.

Внутренний

Понятие относится ко всем терминам, уже перечисленным выше. Большинство способностей выражаются явно. Человек занимается чем-то и работает в той сфере, где уже смог достичь определенных высот. Это называется внешним потенциалом.

Внутренний ― это те умения и качества, которые скрыты в личности человека. Они могут годами храниться в его разуме, но никак не проявляться. К примеру, успешный менеджер может быть великим музыкантом. Но в детстве родители не заметили этой склонности и не начали развивать.

Для проявления необходимо анализировать собственный характер, вести дневник и смотреть, к какой профессиональной области вас тянет. Вспомните, что нравилось вам в детстве и где вы достигали успехов в прошлом.

Человеческий

Так называемый человеческий потенциал ― это совокупность определенных физических, психических и интеллектуальных качеств отдельно взятой личности, которые можно раскрыть. При этом все черты используются исключительно для решения профессиональных или бытовых задач.

Понятие часто используется в менеджменте или при подборе кадров. Расчет человеческого потенциала отдельных работников или всего отдела позволяет спрогнозировать успешность предприятия, правильно сформировать рабочие пары и команды.

Для развития подобных качеств необходимо всесторонне развивать себя. Начальник в свою очередь должен поставить всех в равные условия, уничтожив социальные и гендерные барьеры.

Личностный

Наконец, личностный потенциал ― это понятие, пришедшее из психологии. Неразрывно связано с внутренним. Говорит о том, может ли человек дальше развиваться и приумножать свои способности. Помогает предсказать, каков скрытый резерв личности.

Опять же, состоит из нескольких частей:

  • Здоровье, как психическое, так и физическое. Наличие тех или иных заболеваний, инвалидности, нарушений в работе организма.

  • Наличие смысловой наполненности жизни, любимого дела и хобби, близких и друзей, чувства настоящего счастья и удовлетворения.

  • Интеллект, уровень разума, в том числе эмоционального, научных способностей и склонностей.

Чтобы раскрыть его, необходимо анализировать собственную личность и развивать лучшие качества. Нужно заниматься только тем, что вам нравится, бросать скучную работу и стараться реализовать себя. Иначе у вас не будет будущего.

Факторы блокировки

Пренебрежительное отношение к любимому занятию

Большинство разновидностей внутреннего потенциала напрямую связано с хобби. Народная мудрость гласит, что человек сможет реализоваться на любом поприще только после того, как полюбит свое дело и сделает из него хобби.

Свое увлечение есть у каждого человека. Однако немалое количество людей боится хоть как-то монетизировать хобби. Они ходят на нелюбимую работу, а по вечерам вяжут прекрасные игрушки. Но они думают, что на вязании много не заработаешь, да и вообще ― заниматься чем-то таким несолидно.

Страх не реализоваться

Часто, чтобы раскрыть свои внутренние способности и возможности, необходимо сделать первый шаг навстречу новой жизни. Придется бросить все, что имеешь, уйти с нелюбимой работы и начать заниматься тем, что на самом деле любишь.

Но большинство людей боятся изменить что-то существенное. Они не готовы на радикальные шаги, поскольку их жизнью управляет страх. Страх того, что они не смогут добиться прежнего успеха и будут сидеть без денег, друзей и второй половинки. В результате все остается по-старому.

Страх не оправдать чьи-то ожидания

Немалое количество людей живут не по своему сценарию. Они слушают чужое мнение и стараются соответствовать стороннему идеалу. Все поступки оцениваются через призму «а что скажут мои друзья, мать, любимый человек или ребенок».

В результате любая попытка самореализации проваливается. Человек, решивший сменить должность, например, выслушивает фразы вроде «а вдруг ты не сможешь», и остается на месте. Он больше опасается не разочароваться в своей жизни, а огорчить других, перестав быть для них идеальным.

Определение жизненных ценностей

Что приоритетно

В первую очередь для реализации жизненного и внутреннего потенциала необходимо понять, в какую сторону лучше двигаться. Нужно изложить свои мысли на бумаге. Напишите списком все те цели, которых хотите добиться. Напишите то, о чем мечтали с самого детства.

После этого расставьте пункты в порядке убывания важности. На первое место поставьте то, о чем действительно мечтаете именно вы. На последние ― не слишком важные желания или цели, навязанные вам окружающими людьми или семьей.

Несовместимые вещи

Внимательно посмотрите на список. Социальный потенциал ― это совокупность огромного количества качеств и умений. Достичь всего, что в обществе считается мерилом успеха, просто невозможно. Желательно сфокусироваться на одном направлении.

Поэтому из списка жизненных приоритетов необходимо вычеркнуть то, что несовместимо с более приоритетными вещами. К примеру, если девушка хочет завести огромную семью и при этом увидеть мир, у нее не хватит времени построить великолепную карьеру.

Боремся с ловушками ума

Обобщения

Это частый прием, при помощи которого рекламные материалы стараются продать свой товар. Они обманывают покупателя, говоря, что какое-то предложение распространяется на всех, при этом не подкрепляя свои слова никакими фактами. Однако человек и сам склонен обобщать некоторые вещи.

Например, он говорит себе: «Никто и никогда не смог добиться успеха в вязании игрушек». Если вы поймали себя на подобной фразе, задайте пару уточняющих вопросов. Например, спросите: «Неужели никто и правда не смог разбогатеть? А кто же делает коллекционных плюшевых мишек, стоящих миллионы?». Стереотип разобьется сам собой.

Размытие внимания

Добиться чего-то сложно, если постоянно бегать по разным отраслям и стараться выполнить сразу все цели одновременно. Такой эффект называется размытием внимания ― человек не может сфокусироваться на чем-то конкретном, пытается угнаться сразу за всеми зайцами.

Чтобы бороться с этим, необходимо составить список жизненных приоритетов. Заставьте себя сфокусироваться на первых пунктах. Поставьте жесткие сроки, которые не позволят вам заниматься еще чем-то. Можете вознаграждать себя за успехи.

Максимализм

Женщины, склонные к максимализму, часто выражают достаточно резкие мысли. Для них мир делится на белое и черное. Достижения могут быть или максимальными ― первое место в списке Форбс ― или никчемными, даже если место второе.

Чтобы избавиться от максимализма, достаточно навести порядок в собственных мыслях. Пора перестать строить огромные логические цепочки, основываясь только на собственной паранойе и страхах. Нужно думать только о ближайшем будущем. Поймите, что любой шаг навстречу собственному счастью ― это не «мало», это полноценный шаг вперед.

Катастрофизм

Люди, относящие себя к катастрофистам, довольно часто готовятся к самому худшему исходу. Они постоянно накручивают себя и паранойят, мол, сейчас я уйду с работы, обязательно умру в нищете. Или ― вложусь в собственное обучение, у меня ничего не выйдет, и я зря потрачу деньги, только опозорюсь.

Для борьбы с такой ловушкой необходимо вовремя остановиться в накручивании себя. Стоит прервать собственные страхи и понять, что далеко не каждое начинание оканчивается катастрофой. Хороший вариант ― обратиться за чужими примерами и историями успеха.

Жизнь по чужим стандартам

Как уже было сказано выше, следовать чужим советам и алгоритмам ― очень плохая идея. У каждого из нас есть свой жизненный путь. Разные люди обладают разным характером, способности и умения, поэтому они должны идти по разным дорогам.

Поэтому личность должна вовремя остановиться и понять, что пытается добиться не своих целей. Нужно отбросить стереотипы своего круга общения. Девушка должна рожать детей и сидеть дома? Кто это сказал? Женщина, не реализовавшаяся в карьере, ― бездельница? Глупость.

Разбиваем глобальную цель на ежедневные

Правила составления списка

Сделать это можно в какой-то спокойный день, не наполненный ежедневными заботами и бытовыми делами. Нужно просто сесть за рабочий стол, успокоиться и избавиться от лишних мыслей.

Включите расслабляющую музыку, желательно без слов, чтобы она вас не слишком отвлекала. Изложите на бумаге все свои мечты. Не бойтесь вспомнить свое детство, ведь настоящая и ничем не замутненная личность проявляется только в юности. Постарайтесь сформулировать предложение четко, без двоемыслия и лазеек.

Правила расстановки приоритетов

Чтобы понять, какие цели поставить на верх списка, понадобится не один день. Тут нужен глубокий самоанализ. Подумайте, что действительно приоритетно именно для вас. Сделайте важным то, что действительно приведет вас к счастью.

Но не забывайте про здравый разум. Постарайтесь добиться того, что звучит реально. Стать самым богатым человеком на планете невозможно ― для этого недостаточно быть просто гением, нужно иметь небывалую удачу. А вот повысить свой уровень дохода на 10 тысяч за год ― вполне реально.

Правила фокусирования на достижении ежедневных целей

Нужно подходить к реализации задачи выспавшимся и отдохнувшим. Не нужно делать что-то вопреки ресурсам собственного организма. Избавьтесь от всех отвлекающих факторов, закройте социальные сети, отключите интернет, если это действительно необходимо.

Составьте график. Не обязательно рассчитывать свой день по часам, но хотя бы приблизительно раапишите, чем и когда будете заниматься. Выделите на работу над собой пару часов в день.

Приобретение полезных привычек

Пересмотр неудач как эмпирического опыта

Поскольку энергетический потенциал ― это в первую очередь показатель внутренней гармонии, необходимо относиться к себе легче. У каждого человека будут неудачи. Все великие гении начинали с тернистого пути, где регулярно спотыкались и падали.

Но ошибка ― это не признак неумелого человека. Это не символ того, что вы никогда и ничего не сможете добиться. Это лишь опыт, который пригодится к построению следующих достижений. Однажды упав, вы поймете, что так сделать нельзя, и больше не ошибетесь.

Сохранение целеустремленности при накоплении неудач

Второй пункт напрямую связан с первым. Если человек постоянно ошибается, и его преследуют неудачи, он начинает разочаровываться в себе. После каждой ошибки желание свернуть со сложного пути постоянно растет.

Это важно

Но побег ― это не выход. Научитесь держать голову ровно после любых ударов судьбы. Не думайте о том, что не получилось. Лучше рассуждайте о том, что у вас уже вышло, какого успеха вы добились. Думайте, что у вас хватило сил начать меняться, и это уже стоит многого.

Разбиение любой сложной задачи на посильные шаги

Не будьте максималистами и глобалистами. Ресурс человеческих сил значительно ограничен. Ни одна личность не сможет выбиться из грязи в князи буквально за несколько дней. Труд над собой ― длинная и сложная задача.

Поэтому делайте маленькие, но комфортные шаги. Задачу «стать богатым и жить счастливо» нужно разбить на несколько подцелей и двигаться к ним постепенно. В противном случае возникает уже описанная проблема расфокусировки внимания.

Сохранение положительного мышления

Уже доказано, что люди, склонные к позитиву, живут дольше и достигают больших успехов. Качество их жизни намного лучше, а здоровье остается в лучшем состоянии, чем у пессимистов.

Поэтому полезно в любых ситуациях сохранять положительное мышление. Не стоит постоянно готовиться к худшему варианту. Думайте о том, что в жизни есть множество полезных моментов. С улыбкой смотрите на все свои успехи. Помните, что мир не такой жесткий и едкий, как кажется. Тут много людей, сумевших добиться успеха. Сможете и вы!

Чужие победы как источник вдохновения

Научитесь вдохновляться чужими победами и историями успеха. Читайте различные автобиографии людей, которые смогли подняться в той же отрасли, куда метите и вы. Можете даже воспользоваться их советами.

Но не воспринимайте чужой жизненный путь как панацею. Вам может не так сильно повезти. И если известная личность уже к 30 годам смогла достичь всего, то это не значит, что вы ― неудачник.

Сохранение внутреннего фокуса контроля

Помните, что самое важное в достижении успеха ― это полный внутренний самоконтроль. Еще ни одна личность не смогла в полной мере раскрыть свой резерв, постоянно впадая в истерики.

Просто знать, как реализовать свой потенциал, недостаточно. Необходимо научиться постоянно отслеживать свои эмоции. При устранении негативных черт характера вовремя отслеживайте первые их проявления.

Принятие достижений как части осознанной стратегии жизни

Каждое достижение должно приниматься с гордостью, но ни в коем случае не быть поводом для остановки. Осознанная жизнь и саморазвитие требуют постоянного прогресса. Если вы смогли чего-то достичь, не нужно останавливаться.

Просто примите свой успех как должное. Любая победа ― это шаг на пути к глобальной цели, но не более. Если научитесь воспринимать жизнь так, добьетесь многого.

Как восстановить энергию

Эмоциональная подпитка

Научитесь восстанавливать свою энергию любым доступным образом. Лучше не черпать жизненные силы из людей ― никто не любит эмоциональных вампиров. Просто, если чувствуете сильную усталость, погладьте кота, например.

Периодически выбирайтесь на природу с друзьями и искренне веселитесь. Заведите любимое хобби и уделяйте ему немало времени. Найдите свою отдушину ― и жить станет намного легче.

Визуализация

Когда сил на движение вперед уже не хватает, вспомните, ради чего вы преодолели весь этот непростой путь. Еще раз визуализируйте собственную цель, представьте себя в роли главы успешной семьи или бизнес-леди.

Такой психологический прием позволит вам наполниться утерянным энтузиазмом и новой мотивацией. Вы вновь захотите исполнить свое желание и будете бежать вперед с огромной скоростью.

Медитация

Отличный вариант ― начать медитировать или заниматься йогой. Это позволяет избавиться от городской суеты и уединиться со своими мыслями. Просто остановитесь, чтобы подумать.

Не обязательно записываться на групповые занятия. Можете заняться духовными практиками дома, по руководствам.

Экономическое выражение

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и так далее — не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», — следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества.

Оценка ситуации в России

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

В России такие условия еще не созданы. На большинстве предприятий по-прежнему используется дешёвый труд, а заработная плата рассматривается как источник экономии издержек производства, а не вид инвестиций. Поэтому, говорить о том, что наёмная рабочая сила (также являющаяся одной из социально-экономических форм бытия человеческого потенциала в системе рыночных отношений) воспроизводится в форме капитала, а не товара, в подобных обстоятельствах оснований нет.

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998) Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход, согласно концепции человеческого развития — это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! ), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.

Концептуальная схема человеческого развития

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества», первый из которых был подготовлен в 1990 группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  • Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  • Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  • Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  • Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  • Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Российский вклад

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до 2004) и Институтом философии РАН. Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Критерии оценки человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из

  • экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),
  • социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))
  • и демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж):

ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП на душу населения)

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает — если не делает вообще невозможным — развитие человека. Многие российские аналитики считают этот перечень ресурсов недостаточным и предлагают использовать более развернутую совокупность характеристик человеческого потенциала (В.М. Петров, Н.М. Римашевская, Б.Г. Юдин, А. Барышева, Б. Корнейчук и др.).

Реферати статті публікації

Саногенный потенциал личности имеет много составляющих. Он выше, если личность гармонична. Гармония — не просто согласованность отдельных линий развития и бытия личности. Это созвучие накопленного опыта, достижений и мечтаний. Чем богаче наполнение внутреннего мира, чем шире социальное и духовное пространство, освоенное личностью, тем более здоров человек. Таких богатств не бывает слишком много, в их накоплении не бывает последней ступени, их нельзя потерять, их не могут украсть. Они не могут быть отчуждены от личности. И тем не менее они могут пережить ее, они больше человеческого бытия, ограниченного биологическим сроком. Человек не может не чувствовать и не понимать этого, что и рождает вдохновенное настроение, переживание благополучия, создает почву для слаженного функционирования телесных процессов, для здоровья нервного и физического. С точки зрения системного подхода это может быть обозначено довольно сухими словами: «верхняя регуляция в человеке как целостной системе».
Но жизнь это не только приобретения, но и потери. Во внешнем мире есть не только то, что помогает раскрывать способности, продвигаться в самореализации, личностном и духовном развитии, но есть и препятствия, противодействующие силы. Поэтому саногенный потенциал будет ущербным без психологической устойчивости личности, без ресурсов стойкости, уравновешенности, сопротивляемости.
Они выступают основой возврата к благоприятному настроению и состоянию после травм.
Людей, которым от природы даны гармония и устойчивость, немного, поскольку должны совпасть такие факторы, как хорошая наследственность, хорошее семейное воспитание и образование, соответствующее социальное окружение и т. д. Остальные же должны прикладывать определенные усилия, чтобы своими силами, личными стараниями и умениями сохранить и укрепить психологическую устойчивость; должны что-то делать для коррекции своего состояния, укрепления веры, сохранения душевных сил.
Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни и ряд других видов поведения являются личной практической психогигиеной. Все это — неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности. Не все усилия по сохранению физического здоровья входят в число центральных задач психогигиены. Что-то влияет весьма опосредованно, что-то практически напрямую. Например, воспитанная привычка к ежедневной физической активности (зарядка, пробежка, плавание…) укрепляет волю и создает основу для дальнейшего развития, расширения самоуправления. Это влияние опосредованное. В этой главе в центре внимания будут находиться процессы, влияющие непосредственно.
Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков поддержания высокой работоспособности, развития личности, социальной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личностной динамики — одна из важных- сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей. Поиск данной экзистенциальной определенности — большой труд души. Не каждый на него отважится, но потративший силы — не пожалеет. Преодоление личностного кризиса, от которого никто не застрахован, также требует большой внутренней работы. Эта работа идет легче, если есть проверенные ресурсы и умение обращаться к ним. Без этих «мускулов» души возрастает опасность, которую может нести новый кризис.
По этим причинам дать какие-либо достаточно конкретные, простые рекомендации по совершенствованию, повышению личностной гармонии очень трудно. Заметим лишь, что в выборе ориентиров для этого пути следует идти от индивидуальности человека — необходимо учитывать социальную и этническую принадлежность, имеющийся у человека жизненный опыт и множество других факторов.
Поэтому в данной главе мы сосредоточимся в основном на вопросах укрепления психологической устойчивости личности. В главе 4 книги были перечислены факторы психологической устойчивости личности. Поскольку предметом данной главы выступает личная психогигиена, то здесь факторы социальной среды мы обсуждать не будем. В числе значимых для укрепления психологической устойчивости личности факторов были перечислены: отношения личности (в том числе к себе), характеристики сознания личности, эмоций и чувств, особенности познания и опыта, поведения и деятельности.
В этой части книги представлены советы и рекомендации, которые могут быть использованы для развития саморегуляции, для психологической помощи и самопомощи. Они являются обобщением диспозиций, принятых в достаточно известных направлениях современной психогигиены и психотерапии. Мы стремились отобрать по возможности простые рекомендации, не требующие длительного освоения и тренировок. Выше было отмечено, что для современного россиянина типичен сниженный уровень психогигиенической компетентности и сниженная мотивация к активному саногенному поведению.
Да, сложные приемы часто более эффективны. Но есть два обстоятельства, существенно ограничивающих их применение. Во-первых, они эффективны не всегда, поскольку универсальных и абсолютно надежных средств нет. Во-вторых, уже одно то, что они требуют больше времени для изучения и постоянного поддержания уровня тренированности, делает их невостребованными большинством. Известное изречение «все нужное — простора все сложное — не нужно» прекрасно выражает одну из важнейших причин неприятия многомудрия. К поиску психологических средств преодоления трудных ситуаций в большинстве случаев прибегают, «когда гром уже грянул». В такие моменты жизни учиться некогда, для этого нет сил, а мышление и память находятся не в том состоянии, которое благоприятствует обстоятельному обучению, систематизированному усвоению знаний.
Далее. Психологическая устойчивость зависит от особенностей мировоззрения. Понятно, что такое сложное образование не возникает легко и быстро даже под влиянием очень авторитетного лица. Мировоззрение формируется медленно, в ходе накопления жизненного опыта, как результат раздумий, переживаний, огромной внутренней работы. Например, это в полной мере относится к вере в разных ее формах — вере в достижимость поставленных целей, религиозной вере, вере в общие цели. Обычно вера либо впитывается душой в детские годы — «с молоком матери», либо к ней ведет долгий путь, который человек проходит сам, пытаясь выстроить свою картину мира. Даже если в памяти хранится какое-либо одно знаковое событие (первая молитва, незабываемое посещение храма…), все равно оно произошло неслучайно, к нему привели определенные шаги. Примерно то же следует сказать об экзистенциальной определенности — понимании, ощущении и переживании смысла жизни или обретении его в результатах своего труда.
Важной частью системы отношений личности является принятие на себя ответственности за свою жизнь, готовность видеть в происходящем (достижения, неудачи, ошибки…) следствие собственных выборов, решений, стараний или лени.
Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении трудных жизненных ситуаций является увеличение возможных способов преодоления путем стимулирования самостоятельности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности, которое мотивирует поведение риска.
Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) — достижение личной автономии путем выработки и применения жизненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятельность — это процесс, направленный на восстановление способности к принятию решений и внушение людям веры в их автономность, а также овладение навыками для принятия решений, связанных с их собственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность является одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.
Итак, в саногенный потенциал входит множество составляющих, которые можно разделить на три группы. К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окружением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией. Все это не может быть объектом психогигиенических акций, это значительно шире психогигиены и как практики, и как теории. Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психотерапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения психологической устойчивости (Куликов, 1991), повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертивности), в других формах индивидуальной и групповой работы.
Разумеется, конкретный набор форм психологической помощи обусловлен индивидуальностью человека и спецификой его жизненной ситуации. Это и определяет, что именно необходимо субъекту для повышения психологической устойчивости, для продвижения к гармонии. Например, такой вектор психологической и психогигиенической помощи может быть задан его принадлежностью к той или иной группе риска. В третью группу входят те протективные качества, которые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенно’е отношение к действительности — к обществу, событиям, людям1 и их поступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регулировать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуальности, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.
Личная психогигиена — одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и дефектах. Реализовать себя — значит открыть свои способности и приложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя. Начальные знания психологии необходимы каждому современному человеку. Недооценка самопознания, незнание своей индивидуальности делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устойчивость в преодолении жизненных кризисов.
Необходимо заметить, что при излишнем углублении в себя совершенствование личности становится главной целью жизни (совершенствование ради совершенствования). Полноценное развитие личности непременно предполагает j(пусть небольшие) шаги в деле, в освоении избранной профессии, в продвижении в окружающий мир природы и людей, в конкретной помощи людям, в чем-либо, что может быть оценено другими как достижение.
Итак, обратимся к рассмотрению ряда проблем личной психогигиены. Еще раз подчеркнем, что не ставим перед собой цель осветить вопросы достижения личностной гармонии, личностной зрелости, духовного обогащения, поскольку они шире предмета психогигиены. Мы представим несложные советы и рекомендации. Это целесообразно по двум причинам. Психологическая и психогигиеническая компетентность нужна каждому. Возможно, не всем следует тратить силы и время на ее повышение. Далеко не все станут клиентами психолога-консультанта, психолога-психотерапевта Или врача-психотерапевта. Причины здесь разные: одни не готовы к совместной психологической работе, другие не способны на нее, третьи не избавятся от барьера предубеждений, приравнивая контакт с психологом к декларации собственной неполноценности, психической недостаточности. Невежественность может длиться всю жизнь. Вместе с броней ригидности они составляют довольно угрюмый дуэт. Вторая причина, по сути, является продолжением первой. И в психологическом, и в психогигиеническом просвещении особенно важно установить первый контакт со слушателем, дать ему возможность убедиться в том, что ни в личностном росте, ни в повышении психогигиенической грамотности нет ничего запредельного, недоступного для человека, дать ему возможность попробовать и убедиться в том, что все выполнимо, многое полезно, а кое-что бесценно для него. Другими словами, помочь тому, для кого все это разрабатывается, сделать первый шаг.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Саногенный потенциал личности» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Реферати та публікації на інші теми:
ПОНЯТТЯ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
Використання електронної пошти в бізнесі та її стандарти
Аудит надходження запасів
Аудит вибуття тварин
Що таке GSM?

40.1. Понимание саногенного потенциала личности

Саногенное означает такой, что способствует оздоровлению.

САНОГЕННОЕ ПОТЕНЦИАЛ — это психоэнергетический потенциал личности, который сформировался как производный от богатства ее внутреннего мира, широты социального и духовного пространств, накопления опыта, достижений собственного благополучия и прямо пропорционально влияет на ее психическое здоровье, а также средства, которые позволяют его поддерживать.

Саногенное потенциал личности имеет много составляющих. Он влияет на гармоничность личности. Гармония — не просто согласованность отдельных линий развития и бытия личности. Это созвучие накопленного опыта, достижений и мечтаний. Что богаче наполнение внутреннего мира, что более широкий социальный и духовный пространство, освоен личностью, тем здоровее человек. Таких накоплений не бывает слишком много. Они не могут быть отчуждены от личности.

Но жизнь — это не только приобретения, но и потери. Во внешнем мире есть не только то, что помогает раскрывать способности, продвигаться в самореализации, личностному и духовному развитию, но и препятствия. Поэтому саногенное потенциал будет убыточным без психологической устойчивости личности, без ресурсов устойчивости, уравновешенности, сопротивляемости.

Они являются основой возвращение к благоприятного настроения и состояния после травм. Людей, которым от природы даны гармония и стойкость, немного, поскольку должны совпасть такие факторы, как хорошая наследственность, хорошо семейное воспитание, соответствующее социальное окружение и т.д. Остальное должно прилагать определенные усилия, чтобы самостоятельно, личными стараниями и умениями сохранить и укрепить психологическую устойчивость. Они должны что то делать для коррекции своего состояния, укрепление веры, сохранение душевных сил.

Навыки и умения оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни и ряд других видов поведения является личной практической психогігієною. Все это — неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности.

Однако есть процессы, которые влияют непосредственно. Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков поддержания высокой работоспособности, развития личности, социальной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только к психогигиенической практики. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. Все эти процессы личностной динамики — один из важных аспектов экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и нахождения смысла жизни, постановки главных жизненных целей. Поиск этой экзистенциальной определенности — большой труд души. Преодоление личностного кризиса, от которой никто не застрахован, также требует большой внутренней работы. Эта работа идет легче, если есть проверенные ресурсы и умение прибегать к ним. Без этих «мускулов» души возрастает опасность, которая может вызвать новый кризис.

Среди значимых для укрепления психологической устойчивости личности факторов было перечислено: отношение личности (в том числе и к себе), характеристики сознания личности, эмоций и чувств, особенности познания и опыта, поведения и деятельности.

Психологическая устойчивость также зависит от особенностей мировоззрения. Понятно, что такое сложное образование не возникает легко и быстро даже под воздействием очень авторитетной личности. Мировоззрение формируется медленно, в процессе накопления жизненного опыта, как результат раздумий, переживаний, огромной внутренней работы. Например, это в полной мере касается веры в различных ее формах — веры в достижимость поставленных задач, религиозной веры, веры в общие цели. Обычно вера или всасывается душой в детские годы — «с молоком матери», или к ней ведет долгий путь, который человек проходит сама, пытаясь выстроить свою картину мира. Но это произошло не случайно, к нему привел определенный путь. Примерно то же самое следует сказать о экзистенциальную определенность — понимание, ощущение и переживание смысла жизни или нахождения его в результатах своего труда.