Детские психологические травмы

Психологические детские травмы: причины, симптомы, взрослые проблемы и способы их решения

  • 5 Сентября, 2018
  • Детская психология
  • Даша Кушнир

Детские годы – это промежуток существования человека, когда его психологическое положение наиболее ранимо и подвергается воздействию извне. Детки всегда значимые события в их жизни пропускают через себя и очень переживают. В случае если малыш отличается особенной чувствительностью, то он практически открыт для влияний со стороны общества, как добрых, так и негативных.

Маленькая личность еще не способна оберегать собственную психику от всего лишнего, нездорового, коварного. Ребенок не в состоянии регулировать изобилие поступающей информации, выбирать, осуществлять ее качественную оценку, устанавливая, что полезное, а что вовсе нет, от чего необходимо прятаться. Если это красочное явление имеет вдобавок ко всему резкую отрицательную расцветку, в таком случае, безусловно, отпечаток его безвозвратно будет запечатлен в подсознании взрослого человека. Детские психологические травмы и их последствия в детстве и зрелом возрасте достаточно непредсказуемы.

Что это такое?

Психологические травмы в детстве – итог усиленного напряженного влияния, непомерного для возможности предохранительных механизмов нервной системы детей, который выразился при некоторых жизненных обстоятельствах в их взрослом возрасте.

При травме малыш утрачивает чувство комфорта и защищенности, что обязаны окружать его. На замену им прибывает ощущение испуга, бессилия, слабости пред неопределенностью и переменчивостью всей внешней среды: то, что в недавнем прошлом давало обеспечение спокойствия, решительности, на сегодняшний день доставляет страдание и терзание. Эти дети, что пребывают в напряженных условиях, зачастую считаются группой риска, они более подвергаются отрицательному воздействию внешнего мира.

Травматический опыт не всегда физиологического характера. Основные его аспекты – мощность и насыщенность, инициирующие эмоциональную реакцию в человеке. Чем сильнее будет негативное воздействие ситуации, тем больше вероятность травмы.

Но далеко не любое малоприятное обстоятельство способно причинить ущерб психологическому самочувствию. Для этого оно должно быть существенным, значимым для детей. Негативное воздействие ситуации (событий, людей), подкрепляясь весом и важностью, и несет опасность. Их интенсивные повторения могут из здоровых детей в перспективе сделать невротически нездорового взрослого.

Причины

Обнаружить объективные и однозначные первопричины формирования детской психологической травмы у взрослого не всегда просто, так как для интерпретации и значительности любого события у человека существуют исключительно персональные критерии. Но можно с полной уверенностью говорить, что отрицательное влияние окружающего мира намного больше оказывает влияние на неокрепшую нервную систему малолетнего ребенка. Действия, воспринимаемые взрослым человеком, как ерундовая и разрешимая проблема, для ребенка могут оказаться большой катастрофой.

Единственный справедливый критерий, разрешающий дать оценку негативным обстоятельствам, образовавшимся в жизни детей, состоит в комбинации последующих факторов: важности ситуации для ребенка и силы его психологического воздействия.

Психотравмирующее событие интерпретируется детской психикой, как что-то остро существенное. Данные явление вынуждают детей продолжительно и очень сильно беспокоиться. Это те условия, из-за каких исчезает душевное умиротворение, психологический баланс. Для их преодоления необходимы кардинальные изменения в действиях и мышлении.

По итогам бесчисленных исследований специалисты по психологии собрали перечень особо труднопереносимых маленьким ребенком и школьниками событий. Таким образом, травмы детства могут быть обусловлены соответствующими факторами:

  • моральным, физиологическим, сексуальным давлением;
  • смертью ближних родственников;
  • собственным заболеванием или же болезнью членов семьи;
  • разводом отца с матерью, уходом с семьи одного из старших;
  • неожиданным срывом домашних взаимоотношений;
  • внезапным отчуждением родителя от малыша;
  • предательством, ложью, несправедливостью со стороны члена семьи, приятелей и авторитетных для детей взрослых;
  • разочарованием, неудовлетворенностью из-за несбывшихся ожиданий;
  • воспитанием старших, ведущих безнравственный образ существования;
  • асоциальной атмосферой в коллективе и в семье, в какой растет малыш;
  • гиперопекой либо дефицитом материнского внимания;
  • колебательной стратегией обучения ребенка, неимением у отца с матерью скоординированных схожих требований к малышу;
  • ссорой с лучшими друзьями не по их инициативе;
  • ситуациями, в каких ребенок ощущает себе изгоем компании;
  • конфликтами в учебных заведениях;
  • плохими отношениями, давлением со стороны преподавателей;
  • непомерной загруженностью детей внешкольной и учебной работой.

По одной из версий, развитие детской психотравмы считается нередким результатом ошибочной стратегии воспитания ребенка. Неконструктивные жизненные стандарты родителей передаются ребенку по наследству. Сформированные директивы, относящиеся к правилам жизни, малыш перенимает у отца с матерью, при этом наследуется непосредственно утяжеленная модель определенных в семье деструктивных «законов жизни».

Когда нужно обращаться к доктору?

Существует много специализированных психологических центров, куда можно обратиться за помощью по всей России. Как избавиться от детских психологических травм самостоятельно? Это процесс трудоемкий, но реальный. После детской психологической травмы период реабилитации бывает длинный и сложный. А в некоторых случаях травматические следствия забываются довольно быстро, и взрослая личность вспоминает о них только время от времени по неясным отголоскам, к примеру, в картинках сновидений. Это зависит как от степени, глубины самой причины, что побудила травму, так и от индивидуальности человека.

Имеет воздействие и собственная «болевая» граница человека: в некоторых случаях на то, что одна личность совсем не обратит внимания, для другой это будет шокирующим событием. Так как наиболее беспокойный, внушаемый народ, интроверты, холерики и меланхолики, интенсивнее и наиболее болезненно обращают внимание на ситуации в их жизни, нежели, к примеру, флегматики, сангвиники.

Однако в случае, если данный период затягивается, стает слишком болезненным, впору направиться к профессионалу или же изучить проблему самостоятельно. Как показывает психологическая практика по избавлению детских травм, существуют определенные аспекты, по каких нужно оценивать надобность вмешательства:

  1. Не ладятся романтические отношения, не складывается рабочая деятельность, портятся взаимоотношения дома, трудности в общении с приятелями, близкими, сотрудниками.
  2. Стойкое чувство страха близости. Трудно открыть душу, оставаться искренним, доброжелательным. Существует непрерывная страх, что человек, что присутствует рядом, не оправдает ожиданий, непременно разочарует, причинит боль.
  3. Человек становиться замкнутым в собственных травматических переживаниях, в мыслях вновь и вновь возвращается к этому опыту. Основательно взвешивает, переживает все эмоции события, вызвавшие эмоциональную травму.
  4. Могут возникнуть соматические расстройства: трудности с пищеварением, дыханием, сновидениями, аллергические патологии. Данные признаки формируются в отсутствии ясной предпосылки, представляя ответом организма на травму, приобретенную в раннем возрасте.
  5. Человек начинает употреблять спиртное, наркотические вещества с целью бегства от действительности, применяет прочие разновидности химической и поведенческой зависимости.

К огорчению, в большинстве ситуации воздействие детской эмоциональной травмы носит продолжительный характер. А «выздоровление» — нелегкое и сильно мучительное. Однако через некоторое время человек «восстанавливается». Предохранительные, компенсаторные механизмы нервной системы реабилитируют, возвращают его к бытию и позволяют снова радоваться жизни. А компетентный специалист или же грамотный самостоятельный подход могут помочь уменьшить этот период, использовать его предельно эффективно.

Как помочь ребенку?

Для того чтобы исключить формирования у детей эмоциональной травмы, отец с матерью обязаны владеть приличным уровнем преподавательских и общепсихологический знаний, что могут помочь избранию точной стратегии обучения ребенка, не сопровождаемой деструктивными стандартами.

Все силы отца с матерью обязаны быть ориентированы на формирование комфортной основы для развития и становления личности, предоставление любого содействия в верном преодолении ребенком появившихся трудностей и проблем.

Не нужно игнорировать переживания детей, а быть верным помощником, которому ребенок сумеет верить без любых колебаний и боязни. Явные перемены в поведении детей должны быть для родителей сигналом о потребности проявить повышенное внимание.

Малейшие симптомы становления психотравмы должны являться предлогом для обращения к специалисту по психологии для подбора вместе с ним адекватного плана, позволяющего возобновить душевный баланс у ребенка.

На сегодня разработаны специализированные психотерапевтические мероприятия, содействующие формированию у ребенка возможности вести полную жизнь, устранению навязанных барьеров и ликвидации деструктивных стандартов мышления, что заложило общество.

Техника освобождения

На сегодня разработаны специальные психотерапевтические мероприятия, содействующие формированию у ребенка возможности вести полную жизнь, устранению навязанных барьеров и ликвидации деструктивных стандартов мышления, что заложило общество.

Использование данной техники выглядит таким образом: врач ставит перед пациентом свободный стульчик и призывает вообразить, что в нем сидит самая важная для клиента личность, к примеру, отец или мать. Нужно «общаться» с вымышленным собеседником, говорить о собственных мыслях и эмоциях или разъяснить ему, что всегда хотелось, однако так и не получилось в раннем возрасте. Врач способен порекомендовать «обменяться ролями», лично занять роль вымышленного собеседника.

Такая деятельность в особенности может быть полезна, если люди, много означавшие в прошлом, не могут или не желают поспособствовать содействию в терапии. Она может помочь возобновить связь с собственными переживаниями о прошедшем и с теми составляющими личности, которые скрыты или подавлены с содействием зависимости или иного деструктивного действия. Наладив связь с эмоциями и воспоминаниями, можно осмыслить, как они оказывают большое влияние на нынешние действия, и осознать, как возможно поменять ситуацию.

Причины детских психотравм

Чтобы избавиться от детских психологических травм, необходимо разобраться с их причинами. Причин развития отклонений, которые мешают человеку в дальнейшем множество. К самым частым из них относятся:

  1. Серьёзное заболевание, протекающее в детском возрасте. При болезненном состоянии ребёнок ощущает себя слабым и не понимает из-за чего это происходит. По этой причине может складываться боязнь того, что подобное состояние будет преследовать его постоянно. В зрелом возрасте такой человек будет постоянно присматриваться к своему организму и искать подвох. Возникает страх появления болезней, травм и других нарушений работы организма.
  2. Насилие со стороны взрослых. Психотравмыпоявляются из-за насильственных действий со стороны родителей, учителей, воспитателей. Насилие может быть психологическим, физическим и сексуальным. Последствия от подобного отношения могут развить у ребёнка ряд комплексов, страхов. Ребёнок будет не общительным, запуганными или, наоборот, агрессивным.
  3. Предательство взрослых. Это может быть развод родителей, несправедливое отношение домочадцев. Если случился развод и кто-то из взрослых покинул семью, ребёнок будет с детства негативно относится в любым серьёзным отношениями. В дальнейшем ему будет трудно наладить отношения со сверстниками и найти любимого человека.
  4. Отсутствие должного внимания в отношении ребёнка. Когда малыш в детстве не ощущает родительской заботы, ласки, защиты и внимания, он представлен сам себе и своим переживаниям. В дальнейшем он может не проявлять этих чувств по отношению к окружающим людям.
  5. Смерть родственника. Самая величайшая катастрофа, которая может произойти в детстве ребёнка, это смерть близкого родственника. Он может замкнуться в себе, что приведёт к непоправимым последствиям в дальнейшем.

На дальнейшее развитие ребёнка может повлиять негативное отношение сверстников. Постоянные издевательства угнетают психику и общее состояние малыша. Это формирует ряд комплексов и неприязнь к себе.

Психологи выделяют определённые фразы, которые могут негативно повлиять на развитие ребёнка в дальнейшем. Их могут непреднамеренно употреблять взрослые во время разговора с малышом. Фразы:

  1. Лучше бы ты родился похожим на (имя другого знакомого ребёнка). Это прямое принижение достоинств ребёнка и выделение его недостатков. Из-за постоянных сравнений малыш будет пытаться слиться с толпой и не выделяться.
  2. Хватить поступать как маленький, ты уже взрослый. Умышленное лишение ребёнка детства. Из-за подобных фраз он будет быстрее становится самостоятельным, однако, не чувствует всей радости детства.
  3. Лучше бы ты не родился. Это серьёзнейшая фраза, которая заставляет ребёнка думать о том, что он не нужен в этом мире и ему лучше умереть. Последствия могут быть катастрофическими.
  4. Ты никогда не вырастешь. Эта фраза сковывает действия малыша и не даёт ему учиться самостоятельности. Приводит к медленному взрослению и невозможности осознать окружающий мир.
  5. Перестань мечтать и займись делами. После этих слов ребёнок будет отказываться от собственных мыслей и размышлений, потеряет интерес к логическому мышлению.
  6. Прекрати ныть. Это грубая форма насильственного отказа от чувств. Неразрешённые проблемы накапливаются в подсознании и проявляются в дальнейшем в виде серьёзных психологических проблем.

Родители могут говорить ребёнку, чтобы он никому не верил и был аккуратен. Это приводит к ухудшению общения со сверстниками, нежеланию заводить новые знакомства, плохому восприятию наставлений взрослых.

Характерные проявления

Родителям, воспитателям требуется уметь распознавать тревожные признаки, которые сигнализируют о наличии психологической травмы. Если вовремя диагностировать появление проблемы, можно самостоятельно помочь ребёнку разрешить проблемную ситуацию. На что стоит обратить внимание:

  • подавленное состояние;
  • отсутствие аппетита;
  • изменчивое настроение;
  • избегание сверстников;
  • боязнь взрослых;
  • чувство вины;
  • желание подчиняться;
  • наличие визуальных повреждений на теле ребёнка;
  • неопрятный внешний вид;
  • отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг;
  • агрессия, направленная на окружающих;
  • тремор;
  • паралич;
  • частые истерики;
  • тревожное состояние, страх.

Когда развиваются психологические травмы, состояние ребёнка нарушается. Он перестаёт заниматься повседневными делами, теряет аппетит. Начинаются проблемы со сном, снижается успеваемость в школе или детском саду. Малыш перестаёт общаться со сверстниками, его не интересует то, что завлекает других детей.

Один признак может не говорить о том, что у ребёнка развивается психологическая травма. Однако, если присутствует комплекс нарушений, требует обратить на это особое внимание.

Последствия

Если же определить наличие психологической травмы вовремя не удалось, могут возникнуть осложнения. К ним относятся:

  1. Неуверенность в себе. Считается первым признаком прогрессирования запущенных детских страхов. Человек не чувствует уверенности в любых начинаниях. Из-за этого он начинает презирать и корить себя по любым неудачам. Состояние постепенно ухудшается.
  2. Страхи. Страхи могут быть связаны с различными сферами жизни. Они возникают касательно познания чего-то нового. При отсутствии психологических бесед, страхи начинают управлять человеком и провоцируют его на осуществление неосознанных поступков. Постепенно он замыкается в себе из-за боязни окружающего мира.
  3. Панические атаки. Под воздействием психологических проблем человек может выплёскивать негативную энергию на окружающих, не контролируя этот процесс. В сложных ситуациях у него могут возникать панические атаки, которые будут выбивать из колеи.
  4. Недоверие к окружающим. Серьёзное последствие, развивающее ненависть к окружающим людям. Из-за этого человек не сможет нормально завести дружеские отношения, найти любимого человека.
  5. Бесчувственность, жестокость, хладнокровность. Страшные последствия, которые крайне сложно исправить. При взрослении ребёнок может не проявлять чувства сочувствия к другим людям, домашним питомцам.

В подростковом возрасте психологические травмы детства могут привести к алкоголизму, наркомании, отчуждению от общества, склонности к насилию, нарушениям закона. Комплексы могут довести подростка до суицидального состояния. Из-за этого важно вовремя применить психологическую помощь.

Психологические приемы

Для посещения психотерапевта, взрослому человеку следует обратить внимание на своё общее состояние. Тревожными весточками являются:

  • замедленное развитие;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • невозможность сопереживать, сочувствовать;
  • проблемы с осознанием мира в общем;
  • частые депрессии;
  • уныние;
  • жизнь воспоминаниями;
  • появление зависимостей.

Комплексное лечение может назначить только специалист. Самыми популярными психологическими приёмами являются:

  1. Наблюдение за маятником. Человеку нужно сосредоточиться на своих переживаниях, проблемах, негативных воспоминаниях, а глазами следить за раскачивающимся маятником. Этот метод помогает снизить трагичность негативных событий из прошлого и их воздействие на настоящее.
  2. Пустой стул. Психологический метод общения с невидимым собеседником. Человеку требуется представить, что на стуле перед ним сидит тот, кому он доверяет. После представления пациенту нужно выложить все угнетающие моменты из прошлого невидимому собеседнику. Прошлое отступит, появится ясность в настоящем, будущем.
  3. Схематический подход. Психотерапевт советует пациенту завести дневник, в котором он будет записывать переживания, возникающие страхи, описывать стрессовые ситуации. Помимо дневника, психотерапевт проводить развлекательные и информационные беседы с пациентом. Так преодолевается страх к социальным отношениям, окружающим, построению новых знакомств.

Комплексный подход помогает быстро исправить сложившуюся ситуацию.

Как жить в гармонии с собой? Избавляемся от детских комплексов

Или все-таки детские впечатления настолько влияют на нашу личность, что всю жизнь мы подсознательно действуем под руководством этих впечатлений?

Честно признаюсь, я не сильно верила в эти психологические чудеса — «вспомни неприятный момент из прошлого и поменяй к нему отношение / придумай другое развитие событий / улыбнись и пойми, что всё было в порядке».

А потом нежданно-негаданно сама вспомнила эпизод из детства, очень негативно повлиявший на мои взаимоотношения с противоположным полом, предопределивший мои ошибки, сформировавший мои грабли, на которые я наступала до самого недавнего времени.

Лет с 15−16 я никак не могла взять в толк, что за напасть со мной происходит всякий раз, стоит мне влюбиться. Я буду предельно общительна, добра и мила со всеми, кроме объекта моей страсти. Всеми правдами и неправдами буду скрывать свой интерес, а на все попытки молодого человека завязать со мной общение отвечаю резко, оскорбляю и делаю дальнейший контакт невозможным.

Если в тинейджерстве такое чудное поведение можно назвать забавным, то ближе годам к 20-ти это стало смахивать на патологию. Я не была в восторге от собственной глупости, но ничего поделать не могла, это было выше меня.

И как-то раз совершенно случайно в памяти всплыл эпизод из детства. Мне было 5 лет, я впервые в жизни влюбилась в очаровательного мальчика, безумно похожего на Джастина Тимберлейка. Артём был старше меня, ему было уже 12−13 лет. Я со свойственной мне наивной и глупой откровенностью разболтала свой секрет подружкам. И вдруг — не проходит и часа, как эти «змеюки» зовут меня к «Джастину Тимберлейку» и при большой компании взрослых и детей спрашивают: «А правда, что ты влюбилась в Артёма?».

И все кругом, хихикая, смотрят на меня, как на клоуна. Единственное чувство, которое я тогда испытала, — жгучий стыд перед всеми окружающими, перед Артёмом, которому я тогда казалась круглощёким карапузом. Мне всё это было невдомёк, я только запомнила в самой глубине своего сознания или подсознания: это стыдно и неправильно. В надежде хоть как-то реабилитировать себя я, конечно, всё отрицала и с позором убежала, как маленькая девочка, которой, собственно, и была.

С той поры, сама того не желая, я заложила в свой несчастный оскорблённый мозг идею, что быть в кого-то влюбленным — значит быть поднятым на смех. И уж меньше всего стоит рассчитывать на взаимность.

Бедные ребята, которым я потом не оставляла ни единого шанса, унижая, оскорбляя, и высмеивая, и подумать не могли, что это была моя защитная реакция, что во взрослом мире я пыталась переложить свой позор на их плечи, высмеивая их, как в детстве высмеивали меня.

В жизни я подумать не могла, что такой эпизод из раннего детства будет так сильно и постоянно влиять на меня, взрослого, разумного человека. Влиять плохо, мешая мне строить отношения.

Проблема в том, что когда мы маленькие, то с трудом оцениваем объективность происходящего. Мы всецело доверяем собственным чувствам и ощущениям. И если испытываем неловкость или стыд там, где стоит посмеяться, — никто нам, увы, не поможет.

По собственному опыту могу точно сказать — никто не поможет вам так, как вы сами можете себе помочь. Если у вас есть проблемы в поведении, комплексы и трудности в проявлении себя, общении с окружающими, в первую очередь задайте себе вопрос: что могло послужить причиной подобного поведения? Вспоминайте похожие эпизоды из жизни, пока не доберетесь до самого первого и, как окажется, самого яркого и значимого в будущем. Такие вещи даются не сразу и нелегко.

Самое важное — будьте с собой предельно откровенны, не бойтесь ничего. Поверьте — рано или поздно вы вспомните тот «роковой» момент, определивший ваше проблемное поведение и восприятие мира в будущем.

Как только вы обнаружите «корень зла», постарайтесь спокойно, с высоты прожитых лет, с точки зрения объективности и здравого смысла определить, что вас тогда так сильно задело, обидело. Объясните себе, что вашей вины не было в той «позорной» ситуации, поймите и примите. Наглядно это выглядит так, как если бы вы сегодняшний поговорили с собой-ребенком в той ситуации, разложили самому себе всё по полочкам и сделали правильный вывод.

Если в вашей семье присутствовало насилие — папа поднимал руку на маму или кто-то из родителей поднимал руку на вас, вам нужно понять, что проблема не в вас, но в том, кто так себя вёл. Пожалейте вашего обидчика и гордитесь, что с достоинством вынесли все испытания.

Из любого опыта необходимо извлекать положительные выводы.

Очень важно не бояться заглянуть в глаза своим детским страхам. В какой бы тяжелой ситуации вы ни были, сейчас же всё нормально и вам под силу изменить себя, изменив отношение к детским «травмам».

Не держите тяжёлых воспоминаний в себе, поделитесь ими с близкими вам людьми, очень важно чувствовать понимание и поддержку.

И последнее — не нужно бояться, что во взрослой жизни давние страхи вас настигнут. В противном случае так оно и произойдёт. У меня есть подруга, которая была в детстве свидетельницей отцовского деспотичного поведения — он поднимал руку на маму и был тираном по отношению к ней. Всю свою жизнь она больше всего боялась, что в её семье будет то же самое. Что вы думаете? Как только у неё завязались серьёзные отношения, в одной из ссор молодой человек тоже поднял на неё руку. Сбылся страшный детский кошмар, потому что она всех мужчин интуитивно воспринимала как источник насилия. Но нужно разбираться и в проблемах мужчин, которые ведут себя так в силу жизненных обстоятельств.

Может, имеет смысл посмотреть на такую ситуацию под следующим углом — если мне на пути встречаются такие неуравновешенные мужчины, может, в моих силах помочь им измениться?

Помните, жизнь так коротка, что если всё время концентрироваться на плохих, негативных её аспектах, то так и жизни не будет, получится сплошной мрак. Цените свою жизнь, любите её, не бойтесь любых её проявлений.

Помните — раз вы появились на этот свет, значит это не случайно, вы достойны многого и должны что-то дать миру взамен.

Теги: детство, психологическое здоровье, фобия, психологические комплексы, психологические проблемы, страх, дети