Как вырастить ребенка умным

Умный ребенок или как вырастить гения. Вундеркинд и что для этого нужно.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным. Что нужно, чтобы сделать из ребенка вундеркинда? Есть множество систем раннего развития, например, метод Монтессори, Вальфдорская педагогика, система Никитиных, методика Глена Домана, кубики Зайцева и другие, менее известные, которые помогают развитию задатков и становлению способностей ребенка.

Каждый родитель сам выбирает, какая методика лучше подходит к темпераменту и способностям ребенка, и также ближе к ценностям самого родителя.

Но помимо известных систем раннего развития, есть общие правила, которые способствуют расцвету способностей и задатков ребенка, а также известны закономерности или стадии интеллектуального развития ребенка.

Какие это закономерности? Обратимся к теории Пиаже, в которой наиболее четко и полно отражены стадии интеллектуального развития ребенка.

В целом он выделил 3 стадии развития, при этом обращая внимание на то, что интеллектуальное развитие стремится к равновесию, на каждом этапе оно нарушается и восстанавливается. Стадии — это уровни развития, сменяющие друг друга.

1. Сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2-7 лет)

В этот период набирается кинестетическая база знаний, которая станет основой для дальнейших стадий развития – ребенку надо все пощупать, подергать, послушать, даже попробовать на вкус.

2. Стадия конкретных операций или репрезентативный интеллект (7-12 лет)

Стадия, когда разбираются-собираются вещи – игрушки или даже вещи взрослых. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций – сначала эти операции нужно проделать наглядно, самому ребенку, чтобы потом не сомневаться (продумывая их только в уме), что так оно и есть.

3. Стадия формальных операций (12-17 лет) или основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, продумывать их проверку на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта человека закладывается в первые годы жизни ребенка – от рождения и до 5-6 лет, потому что мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра.

Итак, правила для того, чтобы вырастить гения.

1) Общайтесь с ребенком. Общаться – значит рассказывать, слушать и отвечать на вопросы. Единственным авторитетным источником знаний для маленького исследователя является авторитетный взрослый. Задавая вопросы, малыш не только получает сведения об окружающем мире. Ваша реакция на его вопросы формирует такие качества личности, как уверенность в себе или заниженная самооценка, любознательность или погашение интереса во всем, развитое творческое мышление или просто следование инструкциям.

Планируя что-то, пусть меню ужина – привлекайте ребенка к обсуждению. Именно такие дети, к чьему мнению прислушиваются, легче всего проходят через период подросткового кризиса.

Когда трехлетнее чадо рассказывает историю, произошедшую в детском саду – наберитесь терпения и дослушайте до конца. Если взрослый раз за разом отмахивается от ребенка, он делает вывод “Меня не любят”, “Я не нужен и не интересен”. За таким выводом следует потеря как доверия к взрослому, так и вера в себя, плохое поведение (с целью привлечь внимание взрослого), растет тревожность ребенка.

Отвечайте на вопросы ребенка. Задавая вопрос, малыш как бы спрашивает: “Ты считаешь, что я достоин ответа, ты меня любишь?..” Все это может скрываться за невинным вопросом, “Почему дует ветер или деревья растут?” Для детей очень важно родительское уважение, в том числе внимание к их вопросам – это воспитывает в ребенке самоуважение.

2) Давайте ребенку красивые, развивающие воображение игрушки – вы не просто тратите деньги, а вкладываете их в воспитание гения. Позволяя ребенку рисовать, пусть на стенах, хотя конечно лучше на ватмане, наклеенном на обои, разбирать те же игрушки, слушать, как звучит погремушка, смотреть, как рассыпаются брошенные на пол предметы, лепить что-то из пластилина или теста, – вы обеспечиваете ребенку успешную сенсомоторную стадию развития.

Нельзя принуждать в раннем возрасте ребенка к обучению – это может надолго отбить у него желание учиться. Но и нельзя мешать ребенку играть, так как он хочет – это может сделать его пассивным и затормозит его дальнейшее развитие. В идеале нужно играть и обучать одновременно. Например, на кубиках Зайцева написаны буквы и слоги так, что в процессе строительства домика или паровозика получаются целые фразы. Сами кубики набиты опилками: древесными, если на них написаны глухие согласные, и металлическими — если звонкие.

В возрасте до пяти лет дети легко могут выучить до пяти языков. Важным фактором успешного обучения является естественность – общение с носителями языка или в форме игры, например, читая сказки, слушая песенки.

3) Используйте яркие детали в оформлении детской, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами. Приобщайте ребенка уже в детстве к искусству – это разовьет в нем чувство прекрасного. Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома – украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты, картины известных художников.

Не обязательно ребенок станет великим художником или музыкантом, но это будет способствовать его общему развитию. Чем больше информации из разных областей есть в распоряжении ребенка, тем проще раскрыться его таланту и развиться задаткам и способностям. Но у ребенка должна быть возможность выбора.

4) Гуляйте с ребенком – ведь мозг нужно насыщать не только полезной информацией, но и кислородом. Отправьтесь с ребенком в лес, к реке, рассматривайте окружающие предметы, беседуйте. Например, возьмите в руки листья нескольких деревьев и покажите многообразие цветов и разнообразие форм. И это будет не просто информация, но и система взаимосвязанных представлений ребенка о себе и своем месте в окружающем мире. Малыш с удовольствие бегает, прыгает и лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей.

5) И последнее, не одергивайте ребенка. Не заставляйте ребенка читать книгу, когда он хочет рисовать, чтобы не отбить у него желание к чтению и не помешать развитию его художественных способностей. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастает неуверенным в себе, закрытым для восприятия информации. Если ребенок чувствует себя нужным, понятым, принятым – он учится находить в этом мире любовь.

Вот какие особенности воспитания будущих гениев отметил в своей книге “14 гениев” (Наполеон Бонапарт, Уолт Дисней, Айседора Дункан, Пабло Пикассо, Мария Монтессори, Никола Тесла и другие) автор исследователь Джин Н. Ландрам:

  • Снисходительные родители. Обращаясь с ребенком как с уникальной особенной личностью, вы привьете ему стойкое самолюбие и уверенность в себе.
  • Демонстрируйте свою независимость. Деловая или предпринимательская деятельность родителей прививает ребенку те же поведенческие модели.
  • Многочисленные путешествия и частые переезды. Новые культуры и знакомства положительно влияют на развитие отваги и учат не бояться неопределенных ситуаций.
  • Свобода поступков и движений. Позвольте детям испытать риск, конечно, не допуская катастрофы. Ребенку должна быть предоставлена свобода исследования мира, в то время как родители отслеживают его деятельность, чтобы новый опыт не повредил здоровью и жизни их чада.
  • Развивайте сильные стороны, не обращая внимания на слабости. Оптимизм — вот что должно быть главным в закреплении поведенческих качеств. Никогда не позволяйте рационализму и негативизму направлять ваши действия.
  • Внушите ребенку, что отличаться от других — это здорово. Лидеры отличаются от других. Риск следует поощрять, не ругая за ошибки, позволить детям экспериментировать и учиться на ошибках.
  • Игровое обучение учит решению абстрактных проблем. Конструкторы, мозаики-головоломки и радиоконструкторы — игрушки гения. Решение эвристических проблем развивает целостное понимание мира и творческие способности. Интуиция для гения — золотое качество.
  • Книги, фильмы и воображаемые герои. Воображаемые и мифологические герои открывают перед ребенком неограниченные перспективы, становятся примерами для роста и высвобождают его энергию. Книги и жадное чтение — ключи к успеху.
  • К знаниям и любознательности следует относиться с почтением. Знания рождают энтузиазм. Дети должны получать знания в искусстве, точных науках, журналистике, поэзии и философии.
  • Помещайте ребенка в обстановку, стимулирующую его, бросающую ему вызов. Бессознательное впитывает в себя все как губка, и мы становимся побочным продуктом окружающей обстановки. Старайтесь обогатить ее, а не обеднить.
  • Гиперактивность — чрезвычайно полезное качество. Высокая энергичность и скорость всегда выигрывают. Наблюдайте за чересчур активными детьми, но не успокаивайте их лекарствами и не наказывайте. Подобным поведением управляют, но переменить его нельзя. Многие сильные мира сего были в детстве весьма активны.
  • Не ограничивайте воображения. Все творческие начинания взрослых родом из детских фантазий, которые являются побочным результатом развитого правого полушария (отвечающего за пространственно-образное мышление) и целостного видения мира.

4.75 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.75 (2 Votes) Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Особенности воспитания ребенка-астеника.
  • Как найти общий язык с ребенком? Как понять ребенка? Как объяснить ребенку?..
  • Как сделать ребенка счастливым? Притча о родителях и детях.
  • Ритуал засыпания. Колыбельные. «Белый шум». Музыка для сна детям.
  • Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники).
  • Консультация детского психолога.
  • Назад: Детский отдых: чем занять ребенка в каникулы, как с пользой провести свободное время.

Житейские секреты еврейских мам: как воспитать гения

Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники

На написание этой статьи меня натолкнула недавняя поездка в Израиль. Я обратила внимание на одну небольшую, но очень существенную разницу в воспитании детей в еврейских семьях и наших.

Делюсь своими умозаключениями.

Есть такое убеждение, что евреи – очень умный народ.

Мой тезис. Евреи особым врожденным интеллектом не отличаются ни от какого другого народа.
Разница в воспитании.

Да-да. В воспитании. Они воспитывают своих детей ГЕНИАЛЬНЫМИ. Закладывают в своих детей гениальное начало.

То есть ребенок с младенчества постоянно слышит и видит по обращению к нему то, что он гениален.

Вы только задумайтесь над этим…

Сколько возможностей дает ребенку такая позиция!!!

Ребенок растет уверенным в себе, своих силах. Его не ругают за какую-то промашку. На нее просто не обращают внимание или спокойно объясняют, как правильно.

При этом его постоянно хвалят за любой правильный и активный шаг.

Что делает умный родитель таким методом? Мотивирует свое чадо работать, экспериментировать и развиваться.

Маленький человек живет с ощущением того, что все, что он делает – гениально!

Это накладывает определенную ответственность на него. Например, негоже гениальному ребенку плохо учиться, с гениальным умом получить двойку или не понять какое-то правило.

Раз ты гениален – ты должен это постоянно подтверждать. Мы же тобой гордимся и верим в тебя.

А? Как вам?

А как принято воспитывать наших детей? Сразу оговорюсь – не все родители так обращаются со своими детьми. Не все. Есть и у нас умные и думающие на несколько шагов вперед родители. Родители, знающие о силе внушения и о важности закладки фундамента в человека с младенчества.

Но, к сожалению, иногда слышим и такое (из подслушанного на детских площадках, в магазинах и общественном транспорте):

– Куда ты лезешь?! Кто тебя просит?!

– Сидел бы уже!..

– Глаза мои тебя бы не видели!

– И попробуй только принести двойку – получишь!

– Вот паразит!

– Ты нормальный?!

– Лучше бы я тебя не рожала!

– Все дети, как дети – а ты…!

– Руки у тебя из одного места выросли

– Еще раз сделаешь – я тебя прибью!

– Весь в своего отца!

– Я тебе сказала – заткнись!

– Ремень сам принесешь?

– И за что мне такое наказание?!

Все, остановлюсь. Пока писала – самой плохо стало. А если на секундочку представить себя на месте ребенка, который все это слышит? Да еще видит при этом разъяренное лицо любимого родителя?… Только подумайте, что происходит с психикой ребенка? Будет ли он после сказанного знать, что двигаться вперед – хорошо? Что мир дружественен? Что любое его начинание будет поддержано и у него все получится? Или пойдет пить пиво с сотоварищами, потому, что есть в голове убеждение в своей никчемности и неудачливости?..

Забываем, вычеркиваем из своего лексикона все подобные демотиваторы.

Засеиваем в себя привычку хвалить и поддерживать ребенка.

Ниже приведу фразы, которые делают наших детей сильными, смелыми, позитивными, активными, думающими, заботливыми – гениальными:

– Папа, посмотри, какой наш ребенок молодец!

– Ты обязательно сдашь экзамен (напишешь контрольную) – ты же такой умный

– У тебя все получится

– Пробуй еще – ты обязательно справишься!

– Ты обязательно победишь (выиграешь)!

– Какое хорошо, что ты у меня есть!

– А как ты думаешь, сын?

— Как здорово, когда ты помогаешь!

– Расскажи мне о своих планах

– Мы с папой (мамой) тебя очень любим

– Ты делаешь уникальные вещи! (Рисуешь, пишешь, конструируешь)

– Ты – наша гордость!

Не знаю, как у вас, а у меня такие слова вызывают теплую улыбку на лице, желание делать и… счастье.

Внушайте, дорогие родители, своим детям желание жить и любить!

И ваши дети вырастут гениальными!

Еще раз сформулируем основные 7 правил воспитания:

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?

«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.

Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.

Поделитесь этим постом со своими друзьями!

Еженедельный розыгрыш подарков

История возникновения методики

Методика Домана, созданная американским нейрохирургом Гленом Доманом еще в прошлом веке, до сих пор пользуется огромной популярностью, вызывая интерес как у родителей, так и у педагогов. Все начиналось с лечения малышей с травмами мозга.

Нейрохирург Глен Доман поставил перед своей командой задачу не только лечить таких детей, но и развивать их. Он разработал свою методику, направленную на усиление активности мозга, в результате чего при восстановлении какой-то одной функции автоматически начинала «работать» и другая функция.

Воздействуя на мозг малыша, врач заставлял работать вначале «резервные» клетки головного мозга, которые не были поражены болезнью. Происходило это довольно оригинально на тот момент. На карточках большого размера писались слова красными буквами.

Детям показывали их одну за другой, произнося слова вслух. Каждый «сеанс» урока длился не более 10 секунд, но повторялся ежедневно до 15-20 раз. Таким образом, дети учились читать. После освоения навыков чтения на карточки стали добавляться точки, чтобы обучить счету, а затем и изображения простых предметов.

Что происходило по мере того, как мозг ребенка работал в активном режиме? Осваивая чтение и счет, малыши начинали понемногу двигаться, что уже говорило о большом прогрессе.

Сложнее всего было работать со слепыми детьми, но работая по методике, сотрудники клиники научили их видеть хотя бы очертания предмета. Дальнейшие занятия заставили детей понемногу двигаться.

Затем с ними занимались иностранными языками, обучали энциклопедическим знаниям, творческим навыкам.

Результатом таких занятий стало то, что больные дети не только догнали, но во многих областях и перегнали по развитию своих сверстников. Как же методика Домана должна действовать на здоровых детей?

На основе разработок с больными детьми Глен Доман создал простую методику по раннему развитию детей. Сейчас по ней может заниматься любой родитель, и любой ребенок может стать гением.

Как заниматься по этой методике

Разобраться, как заниматься по методике Домана, несложно. Не пытайтесь начать занятие, если ребенок плохо себя чувствует, капризничает или голоден. Выберите момент, когда он бодр, весел и сыт. В таком состоянии он с радостью поиграет с мамой в новую игру.

Сообщите ему: «Я покажу тебе красивые цветы!» и показывайте карточки одну за другой, говоря, что на ней изображено. Самим в карточки заглядывать не надо – это будет отвлекать ребенка.

Не задерживайтесь отдельно на карточке, показывайте их достаточно быстро, весело сообщая слово, написанное на обороте. В идеале достаточно одной секунды на одну карточку.

После первого показа перемешайте карточки – ребенок должен запоминать не последовательность, а сами изображения. Через некоторое время снова повторите игру.

Первые несколько дней, показывая карточки, можно проговаривать: «Этот цветок называется тюльпан». Затем малышу достаточно будет сказать «тюльпан». Самое главное – закончите занятие до того, как малыш начнет отвлекаться, оно не должно ему надоесть.

Каждую неделю используйте новые наборы, как только малыш четко усвоит все слова из предыдущего.

Используйте различные языки. Чем раньше вы начнете вводить новый язык, тем больше слов усвоит малыш, а затем сможет смотреть и мультфильмы.

Сейчас можно приобрести множество наборов карточек для обучения по методике Домана. Вы и сами можете их создать, найдя интересные картинки и сделав к ним подписи.

Как вырастить вундеркинда

Чтобы у ребенка открылись дарования, необходимо сочетание нескольких обстоятельств. У него должно быть время, свободное от беготни, его не следует навязчиво контролировать, в доме должен быть доступ к библиотеке, фортепиано, краскам, компьютеру. Необходима также интеллектуальная среда. Но самое главное, рядом должны быть родители-партнеры, а не надзиратели. Ребенку должно нравиться жить дома, играть и обучаться.
Как развить способности ребенка?
Вундеркиндами рождаются все! Ведь каждый ребенок рождается с каким-нибудь талантом, и у каждого есть шанс развить свои способности. На развитие человека влияет среда, люди, которые окружают. В первый год жизни очень важна творческая свобода малыша. А еще внимание и наблюдательность родителей. У нас в семье заведено такое правило: свобода в творчестве и режим в быту.
В каком возрасте можно разглядеть
у детей те или иные склонности?
Думаю, многие знают, что есть люди аудиалы, визуалы и кинестетики. Уже в первый год у ребенка один из способов познания будет выражен более ярко. Это природа подсказывает родителям, как помочь малышу адаптироваться в новом для него мире. Я еще до рождения моих детей знала, что они обязательно будут талантливыми. А вот в чем именно – «определяет» сам ребенок. А дальше остается только наблюдать за его развитием и предлагать нестандартные способы обучения, всевозможные игры и игрушки, кстати, не всегда соответствующие возрасту. Главное, чтобы процесс для ребенка был увлекательным: лепка, рисование, музыка, чтение, танец – уже с третьего-четвертого месяца! Многие родители усиленно занимаются с детьми, но чаще всего они ориентируются на стандарты в психологии и педагогике. Если принято читать «Курочку Рябу» и «Колобка», то с этими сказками знакомят детей в первую очередь. У нас же в детской комнате все стены завешаны плакатами и картами: карта мира, таблица умножения, алфавит, строение человека и многое другое. Сначала любопытный ребенок просто созерцает, а потом начинает изучать внимательно, задает вопросы. Например, Марк выучил в полтора года цифры, потому что с ним играли в лото. Его это очень веселило. Сначала он полюбил цифры, а потом, когда старший брат Матвей учил таблицу умножения, Марик моментально заучивал ее за братом. Сейчас Марку шесть лет, осенью он пойдет в первый класс и больше всего хочет найти в школе друзей. Но у него есть увлечение. Это компьютер. Сейчас сын серьезно интересуется планетами и устройством Вселенной, мечтает полететь в космос. Еще его интересуют химия и биология, и Марк продумывает варианты создания эликсира бессмертия. По природе своей Марк – экспериментатор и изобретатель. Голый ряд цифр больше не входит в круг интересов Марка, а вот просчитать полет кометы, это для него имеет смысл.
Когда стоит учить ребенка читать?
Мои дети с года знают все буквы, а в два-три года уже читают. И специально я не учу их этому. Просто с рождения у нас в ходу кубики с буквами, книжки, картинки, таблички, где есть и буквы, и слова, и цифры, и ноты, и знаки. Я, играя с детьми, все время произношу и комментирую написанное. Таким образом, читать они учатся словами, а не слогами. Обучение происходит не по определенным часам, а в процессе ежедневного общения, которое взаимно приятно и маме, и ребенку. Вообще, с детьми нужно все время разговаривать обо всем, высказывать свое мнение и выслушивать их. А чтобы ребенок был общительным и активным, приглашать друзей, устраивать праздники, ходить на разные мероприятия. В раннем возрасте это очень расширяет кругозор. Нельзя заставлять ребенка что-либо делать без его желания. Особенно недопустимо это в учебе. Процесс обучения должен быть радостным. Нужно научиться договариваться с ребенком, заинтересовывать его.
Раскрыть же способности у детей мешают, прежде всего, сами родители, которые думают, что ребенок – их собственность. Они пытаются реализовываться через своих детей, навязывают им свои взгляды и в конце концов просто манипулируют детьми. И при этом считают, что делают все во благо ребенка.
В школе не очень любят необычных детей.
Как договориться с педагогами?
Да, школа – это отдельный мир! Как писал Роберт Кийосаки: «Школа пригодна для того, чтобы учить некоторых детей, но совершенно не годится для обучения всех детей». Мой принцип таков: не можешь поменять систему, значит, нужно научиться приспосабливаться. И объяснить ребенку, что школа – не единственное важное место в их жизни. Важнее, чтобы у детей после окончания школы была истинная цель в жизни. К сожалению, в школе готовят только к экзаменам. Таланты и способности для этого совсем не нужны. А вот если ты не владеешь набором никому не нужных фактов и цифр, то в школе тебе будут всячески внушать, что ты неудачник. Старший сын Матвей учится сейчас в восьмом классе в престижной гимназии. Но каждый год нас с мужем вызывают в школу, чтобы мы «принимали меры». Думаю, уже нужно принимать меры в отношении школ… А так приходится знакомить учителей с их же учеником.
Мы с мужем всегда поддерживаем интересы и увлечения наших детей. И не устаем повторять им, что они талантливы и у них все получится, потому что все зависит от величины их желания. Это придает им силы и уверенности в себе. Знаете, сколько людей в течение их жизни еще не раз усомнятся в талантах и способностях, покритикуют или негативно отнесутся к результатам? Любовью ребенка никогда не испортить, а вера в него поможет осуществить самые необычные мечты. Я думаю, что моя задача – быть на стороне моих детей. Любые рейтинги, тесты и замеры интеллекта не могут повлиять на ребенка, если родители поддерживают семейные ценности.
Стоит ли заниматься тем, к чему есть способности,
в ущерб остальным предметам?
Я думаю, при разностороннем развитии ребенок будет успешен во многом. Но, как правило, выбор того, чем заниматься более серьезно, дети делают сами. Я часто слышу от родителей на семинарах, что дочь или сын увлекаются всем и сразу. И им трудно определиться. Вот в подобной ситуации необходимо помочь ребенку с выбором. Тогда он будет сосредоточен и сконцентрирован на чем-то одном, и результаты окажутся в итоге более высокими. Ребенок будет только благодарен, потому что почувствует, что не распыляется и идет к одной, самой важной цели.
Чего нельзя делать родителям,
если они хотят вырастить одаренного ребенка?
Жертвовать собой! Родители – это самый главный пример для ребенка. У активных, талантливых и оптимистичных людей такие же дети. И еще добавлю: дети не любят, когда их воспитывают. Они любят, когда с ними дружат, сотрудничают и уважают их мнение.
НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Я с рождения использую пальчиковое рисование, а месяцев в шесть даю мелки, кисти, фломастеры.
Естественно, под контролем. Но при полной свободе творчества. Иногда рисуем за столом, иногда на ватмане на полу, а чаще на стене в детской комнате. Зато стены и мебель в других местах в квартире не тронуты. А еще мои маленькие творцы обожают пластилин, глину и тесто. И эти занятия-игры очень занимают их и сейчас.
НАШИ ИГРУШКИ
Чтобы понять, на что способен ребенок и что вызывает у него интерес, предлагайте ему разные игры.
Даже обычные бытовые вещи могут быть самой любимой забавой малыша. Марк, например, любил играть пылесосом, таскал его за собой по всей квартире и ездил на нем, как на машине. А любимое компьютерное пианино – это прямо-таки тренажер всех моих детей. Да, не детская игрушка! Да, дорогое! Но Алина, включая функцию записи, «сочиняет» музыку, хотя пока и не умеет играть, и не знает нот, а извлекает только звуки. Но зато потом с гордым видом демонстрирует свои шедевры: «Мишка в лесу», «Принцесса танцует», «Пони спит»… Кому-то эти произведения покажутся какофонией, маленький же человек так слышит мир и выплескивает эмоции. А главное, любовь к инструменту будет привита естественно, а не по желанию мамы. А дальше дочь сама сделает выбор.
КОМПЬЮТЕРЫ
У нас нет ни одной компьютерной игры- стрелялки, но есть много развивающих дисков и программ: и по истории, и по математике, и даже по детской анатомии. Важно научить использовать компьютер по назначению: для поиска информации, создания презентаций и работы в разных программах. Сейчас младшие дети с папой увлеклись
созданием мультиков.
Наталья Вишня – телеведущая, режиссер, педагог, профессиональный бизнес-консультант и мама троих детей.