Я хочу смерти

Предчувствие смерти. Психологические причины смерти 

Статьи — О СМЕРТИ

М.Лодыженский в своей книге «Свет Незримый» пишет: «Предсмертное состояние человека и самый момент его смерти являются для него наиважнейшим переживанием… Смерть — это, в своём роде, главнейший экзамен человеку… насколько его мировоззрение осмыслило самый факт смерти… сделало его лёгким или даже радостным…» Во все века христианства, кроме самых последних, люди старались дать умирающему отойти достойно, по-христиански.

Люди, верящие в Бога, в безсмертие души и загробную жизнь, обычно умирают легко, но страшатся скоропостижной смерти или, говоря точнее, боятся не столько самой смерти, сколько последствия ухода души из тела без покаяния, без молитвы, без примирения с Богом. Иное с человеком совсем неверующим. М.Лодыженский пишет: «Что может представлять собою смерть человека, в коем внедрено сознание, что смертью он совершенно уничтожается? Такая смерть — это или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния». Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно. Вот как выразил своё желание один из них: «Если уж нужно умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться». Они хотят умереть без страдания, без мыслей, ничего не чувствуя, — был и нету. Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает, но панически боится её. В этом их желании — большая ошибка, такой смерти — без мыслей и каких-либо ощущений — они не получат.

Физических мучений в смерти нет, но страх и трудные восприятия останутся, потому что в смерти сознание не теряется и исчезновения личности нет. Даже если он умрёт во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Кроме того, при таком понимании смерти и желании ничего не чувствовать эти безпомощные люди, полные страха, теряют весь период терминального роста души, полного радости и примирения. Нам, наоборот, нужно благодарить Бога, если смерть не застала нас врасплох и нам дано время подумать и приготовиться.

Предчувствие смерти

Прежде чем писать о причинах смерти человека, нужно оговориться. Душа безсмертна, поэтому говорить можно только о причинах смерти тела и, что не совсем одно и то же, о причинах выхода души из тела. Нет, конечно, смысла упоминать тяжёлую травму или перечислять разные болезни, разрушающие какой-либо жизненно необходимый орган: здесь причина смерти ясна. Но бывают случаи, когда тело выглядит здоровым и жизнеспособным и когда кажется, что умирать нет никакой причины, а человек тем не менее умирает. Многие хирурги смогут припомнить больного или больную, которые перед неопасной операцией вдруг говорят: «Я операции не перенесу». Это не страх. Говорят они это естественно и спокойно, как о неизбежно ожидаемом событии. Больной был перед операцией обследован — сердце, лёгкие, кровь и всё прочее в порядке, — и тем не менее осторожный хирург оперировать не станет, особенно если когда-то в прошлом он встретился с подобным случаем.

Русский крестьянин прошлого века, обычно старик, но без какой-либо опасной болезни, решает, что его время пришло, и говорит об этом родным. Он надевает белую рубаху, его укладывают на лавке под образами, дают в руки горящую свечу. И он вскоре умирает. Что это было? Предчувствие? Только предчувствие? Скорее всего, это было желание и призыв, подсознательный призыв, смысл которого: «Я уже готов, хочу перейти туда, прими». Можно вспомнить много подобных случаев и ситуаций. Знает это и художественная литература, даже и нашего безбожного века.

Есть рассказ Ф.Абрамова «Последний старик деревни». Автор после многих лет приезжает в свою деревню. Встречает знакомого старика. «Похудел, высох… да ты ли это?» — спрашиваю. «Я, парень, я… на другую фатеру приказано перебираться». Слов утешения старик не принял. «Нет, нет, не утешай, — отгулял своё. На почту это ходил. Деньги на похороны сымал. Было 600 рублей накоплено, всё снял. Не хочу, чтобы дети на меня разорялись. И хочу проститься с земляками по-хорошему: чтобы все, кто придёт, были угощены». Старик умер в тот же день, под вечер, когда садилось солнце… Спал он обычно на своей кровати, а тут вдруг запросился на пол. Взрослые дети устроили его на полу. «А теперь Матрёна (жена) пущай ляжет рядом со мной». Дети пытались отговорить — «нехорошо ведь», но он настаивал. Матрёну, уже три года бывшую не в своём уме, положили рядом с ним. К ней, видимо каким-то чудом, в эту минуту вернулся рассудок, и она неловко охватила мужа суковатыми руками. «Вот и ладно, — прослезился старик. — А теперь оставь меня одного, я помирать буду». И вскоре на глазах у всех умер».

Смерть, когда не видно никакой физической причины, учёные называют «психологической смертью». Причины они не нашли, но название придумали, и всё выглядит как бы объяснённым. Хорошо известно, что в критическое время тяжёлой болезни исход — жить или умереть — во многом зависит от желания больного. И не только во время опасной болезни. Если человек уверен, что он скоро умрёт, и спокойно говорит об этом как о чём-то очевидном, он, вероятно, скоро умрёт. Ф.М.Достоевский утром 28 января 1881 года спокойно сказал: «Я знаю, я должен сегодня умереть». Вечером он умер.

Желание смерти

Желание и готовность перейти в другой мир, сознательные или безсознательные, чаще возникают у старых людей, но бывают и у молодых. «Природа» часто идёт навстречу такому желанию. Уныние, депрессия, потеря интересов и энергии, разочарование, безцельность жизни рождают желание «уйти от всего этого» и приводят к появлению и развитию разных болезней, включая и рак. Наполеон, ещё далеко не старый и недавно бывший полным энергии, в ссылке на о.Святой Елены теряет всякую надежду, скоро заболевает раком и умирает. Солженицын, имея раковую опухоль, знает, что должен ещё много сказать всему миру, хочет сделать это и выздоравливает. Сильное желание рождает в человеке и в природе какие-то силы, которые способствуют осуществлению его желания. Другим источником жизненной силы, ещё более могущественным, чем желание, может быть вера в Бога и понимание, что наша жизнь и смерть в Божьей воле, а нам нужно просто делать на земле то, к чему мы призваны. Такие люди часто доживают до глубокой старости. У людей же без веры часто появляется ощущение безцельности существования и желание уйти; в результате возникают какие-либо психологические, а потом и физические болезни.

Психологические причины смерти

Смерть имеет не только внешние, но и внутренние причины. У физической смерти часто есть внутренняя психологическая причина. О роли депрессии и чувства безцельности жизни уже сказано, есть, однако, много и других причин. Любое сильное неожиданное переживание может привести к моментальной смерти. «Умер от испуга» — не только оборот речи. На войне солдат может умереть в момент близкого разрыва снаряда, не получив никаких повреждений. Люди умирают и в приступе глубокого горя или даже при неожиданной большой радости. Пишут, что смерть может быть результатом мысленного внушения, о котором его жертва ничего не знала. В древности и в Средние века верили в действенность заклинаний и проклятий. Причина смерти может быть совершенно тривиальной и непонятной. Смерть может наступить в момент любого мелкого, но острого ощущения, связанного с опасением или ожиданием неприятного.

Один из таких очень горьких случаев произошёл в моей практике. Мой пациент, крепкий мужчина средних лет, получал раз в неделю внутримышечные инъекции. Их можно делать безболезненно, вкалывая иглу в момент шлепка ладонью по ягодице. Шлепок не сильный, должен быть острым и коротким. Боли нет, но от неожиданности больной может вздрогнуть. Мой пациент уже получил две или три такие инъекции, но каждый раз был безпокоен, ожидая безобидного укола. При его последнем визите ко мне, получив укол, он упал ничком на пол без дыхания и без пульса. Я в тревоге бросился поворачивать его на спину, чтобы сделать сердечный массаж, но он вдруг вздохнул, и через несколько минут мы мирно и посмеиваясь беседовали о происшедшем. Я не придал всему этому никакого значения — простой обморок. Через два дня я уехал в месячный отпуск. Следующую инъекцию делал мой заместитель. Произошло то же, что и после моей инъекции. Больной упал, но на этот раз жизнь не вернулась. Он умер.

В известной книге «Откровенные рассказы странника» описан следующий случай. Крестьянский обоз. Подъехали к проточному пруду с ледоходом. Молодой крестьянин испытывает желание выкупаться. Начинает раздеваться. Его отговаривают, не пускают. Он вырывается. «Ах так, ну вот тебе!» — и шутя обливают его холодной водой из ведра. Он вскрикивает: «Ах, как хорошо!» — ложится на землю и умирает. Было вскрытие — ничего не нашли.

Психологическая настроенность имеет громадное значение. Были проведены интересные опыты на крысах. Если обрезать крысам усы, их сопротивляемость падает, и в воде они тонут быстрее, чем крысы с усами.

Ранняя и «бессмысленная» смерть

Смерть, а также и жизнь, какими мы их знаем на земле, могут показаться бессмысленными. Родился ребёнок, его воспитывали и учили, а он умирает, не успев ничего сделать в жизни. Безпомощный старик живёт, а юноша умирает. Невеста умирает сразу после венца. Солдат идёт домой с войны и погибает, попав под автомобиль. Смысл может быть только в том случае, если смерть тела не конец существования личности. Смерть солдата может показаться безсмысленной и несправедливой. На войне он подвергался опасности и жил безрадостно и трудно. Ночи без сна, иногда в холодном и мокром окопе, приходилось и голодать, усталость, грязь. Был ранен и намучился немало. Было, конечно и хорошее: тесная дружба с товарищами, о себе не думал, делился иногда последним куском хлеба, рискуя жизнью, вынес раненого товарища из зоны огня. Теперь война кончилась, и он хотел наверстать потерянное — пожить в своё удовольствие — есть, ну и выпить, и хорошо провести время. Думал о ещё молодой и любимой жене, но… на селе много одиноких женщин… Есть много и других соблазнов, а он ещё молод и после долгих лет войны хочет наслаждаться жизнью. Спасительны такие мысли? Что ждёт его?.. И вот идёт он со станции домой — и вдруг почти моментальная смерть под автомобилем. Предсмертной болезни не было. А что если бы была? Как перенёс бы он крах всех своих надежд? Примирился бы с судьбой? С Богом? За что ему такая жизнь и смерть?

Что было бы, знает Господь, и Он посылает человеку такую смерть и в такое время, когда человеку это лучше всего.

Жизнь человека на земле нужна только для формирования духа, поисков того пути, по которому душа пойдёт в жизни вечной. Это даёт ответ на все наши недоумения и объясняет раннюю смерть праведников, длинную жизнь плохих людей (которым Господь даёт время понять и изменить свои пути) и все те смерти, которые нам могли казаться безцельными и ненужными. Важны не дарования и способности, которыми мы владеем, а то, как мы ими пользуемся. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Физическая смерть имеет для своего наступления внутренние времена и сроки».

Время нашей жизни и смерти в руках Господа

У смерти есть свои внутренние причины; внешние факторы — болезни и несчастные случаи — ведут к смерти человека тогда, когда дальнейшее земное существование уже не имеет смысла для жизни души. Время нашей жизни и смерти в руках Господа. Час смерти часто связан с духовной миссией человека. Праведник иногда хочет умереть и просит об этом, но Бог может оставить его жить дольше.

Некоторые люди недоумевают, почему Господь не дал нам предвидения смерти, если помышление о ней столь благотворно. Святоотеческие писания поясняют, что это нужно для нашего спасения: «Ибо… человек, задолго предузнавший время своей смерти, проводил бы жизнь свою в беззакониях и на самом исходе из сего мира приходил бы к покаянию. Но от долговременного навыка грех делался бы в человеке второю природою, и он оставался бы совершенно без исправления».

Предвидения смерти нам не дано, но предчувствие смерти бывает нередко. Предчувствие — это не страх смерти, в известной степени они даже противоположны друг другу. Страх смерти чаще всего бывает у нераскаянных людей плохой жизни, отвергающих Бога. Для них смерть означает потерю всего, что они знают и любят. Они её боятся и не хотят, предчувствие смерти у них бывает очень редко. Могут быть предчувствие и боязнь чего-то плохого после смерти, но её близости они не чувствуют. Даже наоборот, до самого конца они могут не видеть явных признаков её приближения, как у Солженицына в «Раковом корпусе»: «Уж кислородную подушку сосёт… а языком доказывает «не умру».

Человек праведной жизни часто предчувствует свою скорую смерть, он не боится, просто спокойно ждёт, а иногда хочет её прихода. После естественной и неисковерканной жизни он и смерть принимает как что-то естественное и нормальное. Вероятно, это похоже на то, как человеку, уставшему от дневных трудов, хочется заснуть. Его смерть будет мирной и лёгкой, как засыпание, как успение.

«Горница», №36 (2010)

Часть третья: Наблюдай, и ты Познаешь

Зачем Цепляться? Просто Пой!

Каждый верующий в каждом храме, в каждой синагоге, в каждой церкви унижает и себя, и своего внутреннего бога. Твой внутренний бог не нуждается в том, чтобы ты поклонялся кому-нибудь еще. Тебе нужно лишь одно: пробудиться, стать осознающим.

Как только в человеке пробуждается осознанность, он перестает быть простым смертным, он обретает бессмертие.

По существу, человек всегда был бессмертным, но он деградировал из-за своих ошибочных взглядов и стал смертным; он стал тем, кто умирает.

Несмотря на то что жизнь и сознание бессмертны и вечны, человек боится смерти: он видит, как умирают другие, и это напоминает ему о том, что он тоже когда-нибудь умрет.

Поэт пел «Никогда не вопрошай, по ком звонит колокол; колокол звонит по тебе…»

В его словах есть правда. Каждая смерть символична. Ты понимаешь, что находишься в очереди смертников, и эта очередь становится все короче и короче.

По существу, день твоего рождения является не днем твоего рождения, а началом приближения к смерти. С того самого дня ты постоянно умираешь. С каждым новым днем рождения твоя смерть становится на один год к тебе ближе.

Для нас абсолютно достоверным является тот факт, что люди умирают, животные умирают, деревья умирают, птицы умирают. Своей смерти не избежать — она может наступить завтра, а может послезавтра. Это всего лишь вопрос времени…

И все же — тот, кто сознает свою жизнь, знает, что смерти нет.

Смерть — это обман.

Ты видел, как умирают другие, но видел ли ты, как умираешь ты сам? Действительно ли умирает человек, когда к нему приходит смерть? С медицинской точки зрения человек умер: он не дышит, его пульс остановился, сердце не бьется; врачи констатируют смерть.

Некоторое время назад один человек, проживавший в оккупированной Пакистаном части Кашмира, в третий раз умудрился обмануть своих друзей, родственников, свою семью.

В возрасте ста тридцати пяти лет он умер в третий раз. Родные отнеслись к этому известию с недоверием, ибо он уже два раза разыгрывал свою смерть. Врачи констатировали его смерть, выдавали свидетельство о смерти… а он открывал глаза и смеялся.

Вот почему новое сообщение о его смерти никто всерьез не воспринял. Вначале врачи тоже с подозрением отнеслись к известию, но на этот раз все признаки смерти были налицо его смерть не вызывала сомнений.

Они заявили следующее:

— Может, он раньше и обманывал нас, но на этот раз он действительно мертв. С медицинской точки зрения, он — настоящий труп.

Как только три врача подписали свидетельство о смерти, «труп» открыл глаза, засмеялся и сказал:

— Послушайте, когда я буду умирать в следующий раз, то это будет уже серьезно. Мне просто захотелось пошутить еще разок…

Эту часть Кашмира, которую оккупировал Пакистан, населяют чемпионы-долгожители обеих стран. Стодвадцатилетний возраст считается здесь обычным, нормальным явлением. Если поискать, то можно найти и стопятидесятилетних; такие люди встречаются реже, но есть еще те, кто перешагнул и этот рубеж. В редких случаях можно встретить даже стовосьмидесятилетних, и эти люди по-прежнему молоды, они по-прежнему продолжают трудиться.

Нашего героя осаждали журналисты со всех стран мира, ведь он был необычным человеком: три раза он умирал, три раза врачи подписывали свидетельство о смерти, и три раза он бросал вызов медицинской науке, всему медицинскому опыту. Журналисты спрашивали его:

— Как вы этого добивались? Что происходило на самом деле?

— Ничего особенного не происходило, — отвечал старик — Я знаю, что я — не мое тело; я знаю, что я — не мое дыхание; я знаю, что я — не мое сердце.

Я не идентифицирую себя с ними; просто я на время покидаю тело. Сердце останавливается, пульс не прощупывается, и все остаются в дураках. Затем я вновь возвращаюсь в тело: начинается циркуляция крови, начинает биться сердце, начинает прощупываться пульс.

Он был простым человеком, простым крестьянином. Он не был йогом, никогда не занимался какими-нибудь практиками. Но в раннем детстве, когда ему было лет семь-восемь, он встретил одного суфийского мистика, который объяснил, что смерть — это всего лишь иллюзия. Ребенок был настолько чист, что осознал это.

Суфий сказал ему: «Покинуть тело совсем нетрудно. Наблюдай за ним изнутри, наблюдай за телом, и неожиданно появится дистанция между тобой и телом. Скоро тело будет далеко от тебя. Наблюдай за умом, и то же самое произойдет с ним».

Нужно просто вести наблюдение, и тогда ты сможешь выскользнуть из тела, выскользнуть из ума, вообще отказаться от самого себя. Ты сам решаешь, когда возвратиться назад в тело. Ты выскользнул из тела… ты знаешь, как из него выбраться, значит, тебе известен и обратный путь.

И вот пришло время прекратить наблюдение. Начни идентифицировать себя с телом. Скажи: «Я — тело, я — ум, я — дыхание, я — бьющееся сердце». Расстояние между тобой и телом немедленно исчезнет. Ты приблизишься к нему и вскоре войдешь в него.

Идентифицируя себя с телом, ты становишься им. Тогда ты смертен, появляется страх смерти. Без идентификации с телом ты остаешься просто наблюдателем, ты — чистое сознание, ты — не-ум. Тогда не будет ни смерти, ни болезней, ни старости. Наблюдение всегда вечно, всегда свежо, всегда молодо и постоянно.

Истинная религия не учит поклонению. Истинная религия учит искать свое бессмертие, учит искать своего внутреннего бога.

Каждый из нас когда-нибудь пройдет через врата смерти. Если будешь помнить, что ты — только чистое сознание, что ты — не тело, не ум, не сердце, не деньги, не престиж, не власть, не дом, а просто чистое сознание, то сможешь пройти через врата смерти без единой царапины. Смерть не сможет даже оцарапать тебя.

Великому королю по имени Яяти исполнилось сто лет… Он жил в свое удовольствие и наслаждался всем, что преподносила ему жизнь.

Однажды к Яяти пришла смерть и сказала:

— Собирайся. Я за тобой. Пришла твоя пора.

Яяти увидел смерть и задрожал, несмотря на то что был храбрым воином и выходил победителем из многих войн. Он воскликнул: «Но ведь еще очень рано!»

— Очень рано? — удивилась смерть. — Ты прожил уже сто лет. Даже твои дети уже постарели. Твоему старшему сыну исполнилось восемьдесят лет. Чего же тебе еще надо?

У Яяти было сто сыновей, ибо у него было сто жен. Он спросил смерть:

— Не можешь ли ты сделать мне одолжение? Я знаю, что ты должна забрать кого-нибудь с собой. Если я смогу уговорить одного из моих сыновей, дашь ли ты мне еще сто лет жизни, забрав одного из них?

— Мне все равно, кто пойдет со мной. Но я сомневаюсь, что у тебя получится… Ты еще сам не готов, ты отец семейства, ты прожил больше всех, ты наслаждался жизнью… почему же должен согласиться твой сын?

Яяти собрал всех сыновей. Старшие сыновья молчали. Воцарилась мертвая тишина; никто не произнес ни слова. Лишь самый младший сын, которому едва исполнилось шестнадцать лет, вышел вперед и сказал:

— Я готов пойти с тобой. Даже смерти стало жаль юношу. Она сказала ему:

— Ты еще слишком молод. Ты что, не видишь, что твои девяносто девять братьев молчат? Кому-то из них семьдесят, кому-то восемьдесят, кому-то шестьдесят пять, а кому-то семьдесят восемь; все они пожили на этом свете, но никто не хочет умирать. А ты еще не жил совсем. Даже мне жаль тебя. Подумай еще раз.

Юноша ответил:

— Я уверен, что поступаю правильно. Не жалей меня и не печалься. Я сделал свой выбор сознательно. Я понял, что если мой отец за сто лет так и не получил удовлетворения от жизни, то зачем вообще жить?

Смогу ли я быть доволен жизнью? Зачем тратить время впустую? По крайней мере я смогу помочь отцу. Он уже стар, пусть поживет еще сто лет. А мне пора. Я вижу, что никто до сих пор не получил удовлетворения от жизни; я полностью осознал, что и через сто лет я также буду чувствовать неудовлетворенность. Поэтому не имеет значения, когда уходить сейчас или через девяносто лет. Забирай меня.

Смерть забрала мальчика. Спустя сто лет она вновь пришла к Яяти. Но тот не изменился:

— Эти сто лет так быстро пролетели… Мои старшие сыновья уже умерли, но у меня есть пополнение. Возьми кого-нибудь из моих сыновей, пожалей меня.

И так продолжалось дальше. Эта история длилась тысячу лет. Десять раз приходила смерть к Яяти, и девять раз забирала одного из сыновей. На десятый раз Яяти сказал:

— Хотя я до сих пор не получил полного удовлетворения от жизни, на этот раз мне придется уйти. Я не хочу идти, мне хочется еще пожить, но я не могу больше просить таких одолжений. Это уж слишком.

Одно я понял точно: если за тысячу лет жизни я так и не получил удовлетворения, то не получу его и за десять тысяч лет.

Все дело в привязанности. Ты можешь жить дальше, но, как только к тебе приходит мысль о смерти, ты начинаешь дрожать. Если же у тебя нет привязанности к чему-либо, то, когда бы ни пришла смерть, ты встретишь ее легко. Ты будешь готов уйти с ней. Перед таким человеком смерть пасует.

Смерть отступает лишь перед теми, кто готов уйти в любой момент, без всяких сомнений. Такие люди становятся бессмертными, такие люди становятся буддами.

Свобода от привязанности — это свобода от смерти.

Свобода от привязанности — это свобода от колеса жизни и смерти.

Свобода от привязанности позволяет войти во Вселенную и стать единым с ней. А это величайшее благословение, это высший экстаз, вне которого уже ничего нет.

Ты вернулся домой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Все про самый легкий способ умереть здесь!

Сразу начнем с того, что назвать метод быстрой смерти прямо мы не можем в соответствии с требованиями надзорных органов, блокирующих подобные статьи. Нашей целью является знакомство тех, кто думает о суициде, с реальными последствиями и деталями того, что они собираются сделать. Реальные факты, без слезных уговоров и советов.

Если вы думаете о легкой смерти, данный способ наверняка приходил вам на ум. Еще в школе, на уроках литературы мы узнаем, что так покончили с собой некоторые поэты и писатели. Да что там школа! Недавно я смотрела с трехлетним сыном наш, добрый советский мультфильм про попугая Кешу – и даже там главный персонаж на глазах у благодарной публики пытается покончить с собой таким путем. Потом, правда, передумал… Но образ веревки и табуретки после просмотра наверняка остается где-то в глубинах подсознания маленького человечка, к сожалению.

Что привлекает ищущих быстрой смерти в ***?

Доступность, дешевизна. Твори сие где угодно, из того, что есть под рукой. Потому оно так популярно среди сидящих в тюрьмах и подростках.
Гарантированный результат. А это – заблуждение! Даже при тщательной подготовке трудно учесть множество факторов, которые способны помешать довести суицид до конца.
Безболезненность. Миф! Ложь! Мучения перед кончиной поистине адские. Судите сами – чуть ниже немного информации на эту тему.

Кстати, именно ад ждет убийц, которые, согласно Библии, «Царства Божьего (то бишь рая – прим.) не наследуют» (1-е Кор. 6-10)

Да, да, вы не ослышались – вы собираетесь совершить убийство, причем умышленное – а это по всем законам обстоятельство отягчающее. Ну и что, что себя. Не вы дали себе жизнь, а значит, и не вам решать, когда она окончится… И даже если ты атеист или пофигист, задумайся – а вдруг все это правда? Тогда ты теряешь все.

Согласно Священным Писаниям, муки ада намного ужаснее любого страдания на Земле, а главное – там уже не будет надежды и возможности хоть что-то исправить. А пока вы живы, еще есть шанс… Например, примириться с Богом. Измениться. Просто перетерпеть. Выйти победителем, а не побежденным.

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как псу живому лучше, нежели мертвому льву.» (Библия, Екклесиаст 9-4)

Просим прощения за лирическое отступление. Продолжим разбор данного пути самоубийства.

Что происходит при ***?

Иными словами, что ждет тебя, ищущего легкий способ умереть, после того, как ты сделаешь шаг с табуретки и закроешь глаза?

1. Первые 2-3 минуты произойдет задержка дыхания, руки и ноги беспорядочно двигаются, у человека нарастает беспокойство. Уже на данном этапе самоубийца понимает, насколько ужасен этот «легкий способ умереть» и осознает, что отчаянно хочет жить. Именно поэтому на трупах повешенных очень часто фиксируются травмы пальцев рук. Это мученическая кончина тела и обречение души на вечные муки в вечности. Если только при последнем вздохе обманутый бедняга не прокричит: «Господи, прости…»

2. Развивается синюшность головы и шеи. Сознание нарушается по типу оглушения. Состояние нарастает.

3. Приступы судорог.

4. Неконтролируемое выделение слюны, мочи, кала, спермы у лиц мужского пола и слизистой пробки у женщин.

5. Последние судорожные вздохи ртом. Остановка дыхания с продолжением сердцебиения в течение нескольких минут. Полная потеря сознания.

6. Далее агрессивные судороги, приводящие к сопутствующим травмам.
Если вы – везунчик и вас обнаружат после 6-7 минут пребывания на веревке, вас еще можно спасти. Однако последствия 100% будут, и довольно серьезные. К тому же, нашедший вас человек будет пребывать в таком шоке, что просто впадет в ступор и потеряет способность к действию. Или станет действовать слишком безрассудно, добавив вас еще парочку травм.

7. После 4-6 часов у 45% повешенных высовывается и защемляется между зубами язык.
Если труп не найден в скором времени, и начнутся гнилостные процессы, голова может и вовсе отделиться от туловища.
Надеетесь, что нашедший вас испытает сочувствие и будет хранить светлую память? Ошибаетесь. Это омерзительное зрелище. Гримаса боли, изуродованное тело и лицо. Никто не станет открывать гроб…

Быстрой смерти не получилось, вас успели спасти. Что дальше?

У спасенных часто наблюдаются:

  1. Переломы хрящей гортани, порезы голосовых связок, отрыв трахеи и другие повреждения дыхательной системы.
  2. Тромбоз сосудов шеи, нарушение мозгового кровообращения.
  3. Укушенные раны языка.
  4. Переломы, ушибы конечностей и спины.

Отдаленные последствия:

  • повышенная утомляемость, головокружение, головные боли, потеря трудоспособности;
  • стойкое расстройство памяти различной степени без возможности полного восстановления;
  • нарушения координации движений, дезориентация в пространстве;
  • слабоумие, снижение зрения, слуха;
  • эпилепсия, заикание, тики.

У половины пострадавших значительно изменяется характер: они становятся раздражительными, не переносят шум, не понимают юмора.

Обозленный инвалид или обезображенный труп — вот такая перспектива…

Почему же об этом говорят реаниматологи, бригады скорой и родственники самоубийц, но молчат сериалы и мультики, романы и повести?

Все еще думаете о такой смерти? Никакая жизненная ситуация не сравнится с тем, что вам предстоит испытать в последние секунды своего земного бытия. Задумайтесь.

Примиритесь с Богом.